Классный час «Добро и зло»

Фесенко Светлана Николаевна

Учитель русского языка и литературы

г.Семей КГУ «СОШЛ №38»

Цель. Формирование нравственных понятий «доброта» и «милосердие».
Задачи:
1. Формировать нравственные идеалы на положительных примерах.

  1. Способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора.
  2. Прививать обучающимся такие качества личности, как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти веч­ные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему. Составьте кластер – ассоциации со словом  «Доброта — это…» (затем заслушивают ответы спикеров).
В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением  сострадать, сочувствовать, сопереживать, от­кликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь дру­гому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бес­корыстно, по велению сердца. Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку.

Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело и в воде не тонет.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Злом за зло не воздавай.

Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

За добро постоим, а на зло – настоим.

Злой человек не проживет в добре век.

Мир не без добрых людей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Про доброе дело говори смело.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Учитель.

Мы часто говорим друг другу: «Желаю вам всего добро­го», «Желаю вам добра и счастья» — это не просто выраже­ние вежливости, в этих словах мы выражаем свою челове­ческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые жела­ния живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…

Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».

Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:

– Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:

– Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:

– А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

– Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:

– Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!

Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.

Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.

Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.

– Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.

– Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:

– Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

– Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.

– Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?

Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:

– Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!

И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:

– Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!

Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.

– Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.

– Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.

Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.

-Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.

С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

Учитель предлагает высказать своё мнение об этой сказке.

-Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

-Можно ли принудить человека быть добрым?

-Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы?

(Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.)

Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.

Ребята, нам, живущим в семье, трудно представить жизнь детей в детских домах, мечтающих о любящей и заботливой маме. Как хорошо, что в нашей стране много делается для того, чтобы не было детей без родителей..

Во что может превратиться человек, помнящий зло, пе­рестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком – то назвать трудно. Человек на то и чело­век, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Зем­ле гораздо больше, чем злых.

У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:

“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Каждый ваш хороший поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Доброта – стремление человека дать счастье всем людям.

Делайте добро! Это принесет вам счастье.

Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!
Спешите день начать с добра, и день ваш добрым будет.
Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!
И горьких не было б потерь совсем на белом свете!
Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!

Рефлексия. А какие добрые поступки совершаете вы каждый день. (Учащиеся называют свои добрые дела)

Завершаем классный час  словами В.А. Сухомлинского: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Поистине добрый человек сегодня ста­новится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим лю­дям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера.  От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».