Конкурсная деятельность, как мотивация и развитие мастерства инструментального ансамбля

Крывенькая Светлана Валентиновна

Преподаватель фортепиано, концертмейстер, руководитель хора

КГУ «ДШИ им.С.Кожамкулова отдела образования Карабалыкского района» Управления образования акимата Костанайской области

В наше время проводится огромное количество конкурсов разных уровней, и грамотный, эрудированный педагог считает важным не только для себя ,но и для своих учащихся   участие  в музыкальных  состязаниях. Я , как концертмейстер, духовых, струнных инструментов, класса вокала, не раз была на областных, республиканских, международных конкурсах, но самым высоким уровнем считаю  волнительное и захватывающее участие в Санкт-Петербурге  в финале фестивального центра «Жар-Птица»

С 12 по 15 октября 2022 г состоялась международная премия в области культуры и искусства «Я- сенсация», в Санкт-Петербурге, который принес множество положительных эмоций, восхитительных впечатлений, незабываемых моментов. Премия, присуждаемая ежегодно талантливым  участникам за выдающиеся достижения в различных видах искусства. Конечно, чтобы попасть на финал международной премии требовалось немало усилий, терпения, труда в подготовке. Целый год прошел, прежде чем было получено приглашение и пройдя первый отборочный тур, заняв 1 призовое место, наша учащаяся Кравченко Елена ,по классу саксофона , преподавателя С.Левицкого,  стала активно готовится к поездке в Санкт-Петербург. Оргкомитет собрал лауреатов конкурсов Фестивального Центра «Жар-птица». Каждый музыкант знает, собираясь в такой дальний путь на фестиваль, ранее наша ДШИ не получала  столь такого высокого внимания , требует кропотливой подготовки, решения вопросов с оргкомитетом.  В копилке Кравченко Елены, хотя ей всего 10 лет, но она участвует в конкурсах с 6 лет, множество наград международного уровня. А самое главное, конкурсант должен быть готов на 200 % выступить на такой сцене. И она мобилизовала свои духовные и физические силы, имея соответствующий внутренний настрой и умение держаться на сцене,  вышла и выдала все ,на что способна. Одаренные дети есть везде, но разглядеть в них эту крупицу таланта, и раскрыть может не каждый. Не сумеет понять, не захочет, пожалеет своего личного времени. С.В.Левицкий – педагог духового отделения нашей школы, выстраивающий рациональную систему взаимодействия с учеником, проявляя терпимость и тактичность, стремление и веру в возможное развитие любой личности, ее изменения и совершенствования. Победы его учеников в конкурсах разного уровня можно перечислять долго. Личность педагога — является решающим фактором в достижении поставленной задачи. Результативность работы, конечно, зависит от качества урока, решения творческих задач на нем и достижения поставленных целей. Стремление к поглощающей музыкальной деятельности ярко выражено увлеченностью, и получением удовольствия от самого процесса занятия музыкой.

Способные дети имеют высокие по сравнению с большинством своих сверстников интеллектуальные способности и творческие возможности и проявления. Качества — открытость, неуемное любопытство, упорство в достижении  результатов, хорошо развитая речь и высокая концентрация внимания, так как музыкальный материал, сходен с математикой. Точность ее конек. Формы и методы организации конкурсной работы индивидуальны и дифференциальны. План индивидуальных занятий в комплексе с аналитической деятельностью.

Ансамбль, как форма коллективного творческого воспитания, так и качества,  умения находить общий язык друг с другом, притираться. От этого зависит психологический климат, который будет способствовать плодотворным занятиям. Нас сплачивала цель, идея, неся воспитательный заряд. Поиски нестандартного исполнения , интерпретация музыкального  материала соответствует эстетическим требованиям, освоение исполнительских манер разных стилистических направлений исполнительской практики расширило возможности повышения художественного замысла произведений. Наиболее выразительно, благородно и красиво было звучание саксофона при исполнении пьесы кантиленного характера казахстанского композитора А.Жубанова «Романс». Я, как концертмейстер использовала тонкую ньюансировку и различные звуковые градации. Одновременное вступление обычно достигается моим жестом, который отлично улавливает  моя партнерша по ансамблю. Солист и концертмейстер — это единый целостный творческий союз. Не каждый пианист способен быть концертмейстером. Искусство аккомпаниатора требует наличия высокого уровня исполнительской культуры, профессионального мастерства и особого призвания.  Совершенствование — отличительная черта любого концертмейстера, который проявляет интерес к новой музыке, знакомится с партитурой тех и

ли иных произведений, слушает их в записи и в живом исполнении. Я не  упускаю случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства. Все это способствует моему профессиональному росту и мастерству.

Творческая лаборатория ансамбля сложна для детей. Ребенок-солист и концертмейстер должны дополнять друг друга. Понятие единого психоэмоционального поля, обеспечивает взаимопонимание и синхронизирующий процесс совместной работы.  Важным навыком концертмейстера является транспонирование произведений в другие тональности, чтобы найти лучший колорит инструмента в звучании. Партия фортепиано в нашей творческой деятельности, это не только музыкальный  фон, но и равноправная  партия , подчеркивающая выразительность мелодии саксофона. Способность мгновенной реакции на малейшие динамические и темповые изменения в процессе совместного исполнения, быть готовым к быстрой коррекции своих исполнительских действий, владение предвосхищения возможных нестандартных ситуаций у партнера по ансамблю — все  это на протяжении нескольких лет вырабатывалось мною с Е.Кравченко. Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе требует  особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей.

В случае удачного исполнения конкурсной программы ребенок чувствует свою успешность, гордость за свою работу. Очередная планка  мастерства взята, и ученик и концертмейстер, удовлетворен проделанной работой. Воодушевление и удовольствие – установка совместной игры. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, хотя всегда остается «в тени», а его работа растворяется в общем труде  коллектива.

  1. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога/ Е.М. Шендерович. – М.: Музыка XXI, 1996г.