Организация семейного воспитания: проблемы и особенности

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - izobrazhenie.png

Колосницина Елена Николаевна

Воспитатель

КГКП «Жас ұрпак», подразделение «Жас өркен», г.Экибастуз, Павлодарская обл.

Создание своей семьи — заветная мечта  любого выпускника Дома юношества.   Но, как бы   планомерно не выстраивалась работа  педагогов Дома юношества   в  оказании помощи воспитанникам в решении данного вопроса  на пути к осуществлению своей мечты они терпят неудачу чаще, чем их «домашние» сверстники,  так как  не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Воспитываясь  вне семьи,  после выпуска из детского дома  воспитанники не всегда  умеют применять полученные знания на практике.

Как  же помочь воспитаннику детского дома, выпускнику  дома юношества  успешно адаптироваться к самостоятельной жизни и создать благополучную семью?

Семейное воспитание детей в условиях дома юношества — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных моментов  воспитательного процесса и  является  главным  приоритетным  направлением в работе всего педагогического коллектива. В доме юношества «Жас өркен»  воспитываются дети, переведенные  из Центра поддержки детей г. Экибастуза,  имеющие различные статусы, различный опыт проживания в семье. Все они, конечно же, понимают всю сложность жизни своих семей. Но в то же время, ощущения наличия родителей, стремление к ним в какой – то степени создают особые условия, при которых  воспитанники ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что  формирует  у них    искаженное представление о семье и семейных отношениях. Они стремятся в свою семью, часто осознавая сложность ситуации: с одной стороны пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады, что у них есть близкие люди.

Для адекватного вхождения воспитанников  учреждения  нашего  типа в систему социальных отношений,должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение  воспитанником  комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию. 

Для  социализации и укреплению знаний о семейных ценностях, традициях, привитию социально бытовых навыков  в  условиях дома юношества  ведется большая плановая работа.   В частности  мною  разработана и реализуется программа по  семейному воспитанию  «Дорога в самостоятельную жизнь» , имеющая внешнюю рецензию от 10.09.20 г. Рассчитана на 3 года.

Главной целью является: способствовать формированию у воспитанников дома юношества семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые необходимо воспитанникам освоить за время пребывания в Доме юношества (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания, его подготовку к самостоятельной жизни, после выпуска из дома юношества  ).  

Программа включает в себя шесть  теоретико — практических  блока:

1 блок — «Вводный блок»;

2 блок — «Сам себе адвокат»;

3 блок – «Я построю свой дом сам»,

4 блок — «Я знаю что делать!»;

5 блок – «Я и мое здоровье!»;

6 блок – «Мое будущее!»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются  в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

Основные задачи данного курса:

Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

Формировать  традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

В своей работе мы руководствуемся: Конституцией РК, Конвенцией о правах ребенка, Законом РК «Об образовании, Законом о проживании детей в домах юношества. 

Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводилась  с использованием различных форм и методов как групповых, так и индивидуальных.Специально организованные занятия: Беседы; рассказы воспитателя; семейные чтения; разбор ситуации на определенную тему; дискуссия диспут; устный журнал; разговор за семейным столом; демонстрация фильмов; практические занятия и т.д.

Мною были проведены следующие занятия на такие темы, как час общения с просмотром видио сюжета «Понятие семьи, её функции».

Тема была выбрана в связи с повышенным в последнее время вниманием к проблемам семьи, семейного воспитания, что обусловило ее актуальность и целесообразность. Ведь уже в старшем  возрасте юноши и девушки начинают задумываться о том, какой бы они хотели видеть свою будущую семью, что хотели бы позаимствовать из опыта своих родителей, а чего, наоборот, им не хотелось бы было допустить.В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы его цели и задачи. В целом воспитанники проявили инициативность, самостоятельность, ответственность.

Также был проведен вечер вопросов и ответов на тему «Семья в моей жизни»

Занятие актуально в современных условиях, воспитывает стремление давать радость себе и близким людям, учит делить горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Побуждает задуматься не только о том, что семья может дать ребенку, но и о том, что сам ребенок может дать семье. Вскрыта проблема рождения любви к своему дому, воспитанники учились строить фундамент семейного благополучия, искали тропинку к пониманию в семье, задумались, чьи же руки поддерживают тепло, здоровье членов семьи. Работала группа по урегулированию конфликтов во время постройки «Дома своей мечты». На основе басен вывели мораль, что главный клад в семье – это трудолюбие, честность, хорошие дети. Все этапы занятия побуждали оберегать семейное счастье.  Комбинированный час общения на тему «Семейные нравственные нормы» помог ответить на такие вопросы, как «Каковы моральные нормы семейных отношений? Каковы основные функции семьи? Какие виды ПК в семье вам известны? В чем заключается семейный долг?» На информационно-познавательном практикуме «Гражданский брак. Брачный возраст в Р.К.» были рассмотрены  аспекты .Подводя итог мероприятию можно сказать, что семья и продолжение рода — это основная цель жизни любого человека. С момента своего появления общество было заинтересовано в собственном воспроизводстве. Веками считалось, что брак является наиболее устойчивой формой для создания семьи, рождения детей.Современное общество дает возможность людям самим принимать решения в отношении формы семейной жизни, однако ни государство, ни церковь «гражданский брак» не поддерживают. Прошел правовой ликбез  «Близкие люди. Как сохранить отношения», где воспитанники старались самостоятельно искать ответы на следующие вопросы:  «Как рождается близость людей? Кто мы друг другу? Как понять близкие ли мы люди? Как сохранить близость? Как ее развивать? Как построить близкие отношения?»,  делились своими соображениями, спорили друг с другом, отстаивали свою точку зрения, ведь каждый из нас хочет любить и быть любимым, однако не всем это удается и этому надо учиться, именно такой вывод сделали воспитанники.
Также в своей работе использую форму « моделирование ситуаций», где воспитанники учатся принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Используя различные направления, такие как «Семья и ее функции», «Роль семьи в современном обществе», «Хозяйство семьи и бюджет», «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание», «Защита материнства и детства», «Семейные споры». Проходят различные анкетирования: «Мое представление о семье»,
«Конфликтная ли вы личность?».Практикумы:«Ласковое слово родным вам людям», «Как создать уют в семье», «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья». Игры: «Шкатулка тайн», «Мы играем в семью», воспитанники учатся и имеют реальное представление о будущей семейной жизни.

Таким образом, у воспитанников формируется представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Наблюдается  рост  уровня общей социализированностивоспитанников.Повысился уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

В «Жас өркен» ведется работа по направлениям. Цель семейного воспитания: Формирование у воспитанников семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Осознание воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию отношения к семье как основе нашего казахстанского общества
  2. Формировать почтительное отношение к семье, осознанного заботливого отношения  к старшим и младшим
  3. Формировать представление у воспитанников о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним
  4. Знакомить воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями казахской семьи.

В течении года прошли такие мероприятия, как диспут «Родительский дом-начало начал», где воспитанники показали какие же ассоциации у них вызывают слова «родительский дом». Были затронуты такие опросы, как «Какую семью можно считать счастливой?», «Что является причиной непогоды в доме?». Самое интересное задание для воспитанников стало написать письмо на тему: «Письма будущего», где воспитанники описали свою семью, какой они ее представляют и после выхода из дома юношества они должны будут их прочитать его в своем собственном доме.Прошел информационно-познавательный практикум «Гражданский брак. Брачный возраст в РК». Тема актуальна для подростков. В ходе обсуждения была дана нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак. Воспитанники задумались о ценностях в их жизни. Однозначно итогом был выбрано «семья». Ролевая игра «Совет да любовь» показала, что семья держится на таких качествах, как взаимопонимание, взаимоуважение. И главное условие в дружной семье, это моральный климат и этому приходиться учиться всю жизнь.Как только зарождается семья, появляется вопрос о соотношении доходов и расходов. Большинство семей, не знают и не умеют правильно планировать бюджет семьи, поэтому они не могут передавать своим детям, очень нужные для их будущего, знания по семейной экономике. Как оградить «семейный очаг» от плохого влияния денежных проблем? Как сохранить и уберечь своих близких от стрессов и конфликтов? Именно эти вопросы мы постарались разобрать на деловой игре «Бюджет и хозяйство семьи». Прошла беседа с использованием различных ситуаций «Кто в доме хозяин?» Цель: Рассмотреть ценности семьи, формировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений; способствовать рефлексии своего отношения к семье.Был сделан вывод воспитанниками, что каждый несет ответственность за какую то сферу, а другой добровольно помогает.

Конечно же существуют проблемы у выпускников дома юношества, это      

несформированность  ценностей домашнего очага и  семьи, и именно у таких воспитанников слабо развито чувство ответственности за судьбу тех, кто связал с ними жизнь, они часто безразличны к их  боли, жизни, для них ничего не стоит предать близкого человека – бросить, избить, морально опустошить, а потом   безразлично наблюдать за всем происходящим. Одной из частых причин разрыва семейных взаимоотношений является неправильный выбор супруга, хотя  постоянно ведутся индивидуальные беседы на эту тему. Часто встречается в семьях наших выпускников это непостоянство  спутника жизни,  меняют сожителей или сожителя не раз и не два.гражданском браке), серые будни, неумение управлять бытом, своим домашним хозяйством, хотя  тема гражданского брака, ведется постоянно.

Еще одна проблема, это вредные привычки. Очень страшная проблема. Можно сказать ,нерешаемая….Плохая наследственность, гены играют свою разрушительную роль в семейной жизни воспитанников. И, к сожалению, ничего здесь не поделаешь. Эта проблема существовала всегда. Не решена она и по сей день. Хотя у обеих есть родственники, которые уже проживают в их квартирах.

 К сожалению, многие из выпускников дублируют вторичное социальное сиротство, так как  отсутствие помощи и поддержки семьи, отсутствие эмоционально-близких  отношений со значимыми людьми – этим тоже определяется крах семейной жизни, когда живут просто так, по привычке. Связывают только дети.

Проблемы и  ссоры, приводящие к разрыву семейных отношений, часто вызывают сильные материальные затруднения в семье, неустроенный быт тоже играет немаловажную роль в становлении семьи.  Помогаем решать и материальные затруднения – устройство на работу. Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса.

Мы стараемся часто  проводить встречи с выпускниками: и большие встречи, и, так сказать, мини-встречи, на которые приходят по 2-3воспитанника,  которые уже вступили в самостоятельную семейную жизнь. Связь с выпускниками не прерывается и после выпуска из дома юношеста. Часто звоним, поддерживаем связь,  приглашаем на встречи. Воспитанники приходят, делиться своими радостями и неудачами, получают советы. Особенно радостно, когда  приходят выпускники, создавшие благополучные семьи, такие встречи так же оказывают положительное влияние на воспитанников, они позволяют в дальнейшем сохранить родственные узы, не потерять друг друга во взрослой жизни, знать, что есть родные люди, которым нужны любовь и внимание близких. Я думаю, что эти встречи — посиделки приносят ребятам большую пользу.  Ведь выпускники рассказывают  о том, как они  решают материальные трудности в семье, рассказывают воспитанникам дома юношества о том, как важно научиться экономить свои деньги уже сейчас, ведь это пригодится в будущей семейной жизни. Как  важно, при любых ситуациях сохранять  уважение друг  к другу и любовь, предостерегают нынешних  воспитанников, как можно избежать тех или иных ошибок в семейной жизни,  о том, что достижение целей напрямую зависит от желания и приложенных усилий самих выпускников.

Сейчас очень важно учить воспитанников выбирать правильные ориентиры в жизни, среди которых отдается приоритет созданию  правильной, счастливой, здоровой семьи, а также  научить беречь ее, хранить.