Педагогические условия музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Оспанов Совет Жумажанович

Педагог по классу домбры

КГКП «Детская музыкальная школа №3» г.Караганда

 

«Обучение – это особая форма деятельности

 – не игра и не труд, но и то и другое».

Д. Узнадзе

Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает условия для выдвижения ярких талантов, для развития всей музыкальной культуры.

Дополнительное образование призвано создавать условия для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации. Цель всей системы дополнительного образования — воспитание потребности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание ее общественной и личной значимости.

Большой плюс дополнительного образования в отсутствии фиксированных сроков завершения: его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Для того, чтобы дети в условиях дополнительного образования могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых, и именно мы, педагоги дополнительного образования, должны развить и укрепить ту частичку добра, которая заложена в каждом из нас. Нашей задачей является помочь детям постичь красоту искусства, увидеть и услышать весь спектр красок.

Возраст наших обучающихся колеблется от 6-7 до 18 лет. В юном возрасте ребенок, благодаря нашей помощи и поддержке, получает множество сведений об окружающих звуках, мелодиях, пытается выяснить происхождение того или иного музыкального инструмента, задает преподавателям и родителям тысячи «почему?» и требует ответа. У него формируются первые «моральные ориентиры», понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Намного сложнее становится работать с так называемым «переходным» возрастом, когда в подростке одновременно сочетаются проявления еще «детскости», но и уже «взрослости». Он уже не хочет жить как прежде, но еще не может по-новому. Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами новых подходов, разработке методик в области музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации обучения учащихся.

Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкальному искусству.

Бесспорно, что именно преподаватель музыки обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки и радость от обучения игре на инструменте может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А музыкальные занятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Преподаватель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между учащимся и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса детей.

Важно отметить и то, что занятия на инструменте дают возможность преподавателю создать индивидуальный подход к каждому ребенку. Именно индивидуальные занятия помогают преподавателю раскрыть более полно внутренний мир ребенка: его способности, психологические черты характера, проблемы в семье и в школе. В связи с этим, у преподавателя появляется возможность не только более полно раскрыть способности учащегося и подобрать более подходящий для него репертуар, но и помочь ему решить возникающие проблемы, указать на возможные ошибки в общении и поведении, научить анализировать ту или иную ситуацию.

В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.

Вовлечь родителей в процесс обучения – одна из важнейших задач педагога. Проведение различных мероприятий, в которых были бы в равной степени задействованы силы не только педагогов и учащихся, но и родителей, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие. Хорошо зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов.

Излишняя требовательность, критичность по отношению к учащемуся может повредить его раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, педагогу следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Поэтому музыкантам-педагогам необходимо знание хотя бы элементарных основ современной психологии, наличие которых поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика.

Деятельность нашей музыкальной школы направлена на раскрытие внутреннего творческого потенциала каждого ребенка. Благодаря этой деятельности дети перестают бояться публичных выступлений, поскольку она несет в себе психологическую коррекционную составляющую, снимает проблемы общения в коллективе.

Педагог вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует такую учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.

Совокупность перечисленных педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности не исчерпывают всего многообразия условий — они, по нашему мнению, самые эффективные.