Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин

Жунусова Кымбат Сериковна

Магистр экономических наук, преподаватель экономических дисциплин, заведующая отделения Карагандинского высшего политехнического колледжа

Карагандинский высший политехнический колледж

Джигсо әдісін арнайы пәндер сабақтарында қолдану.

Application of the Jigsaw method in lessons of special disciplines.

Ключевые слова: стратегия образования, инновационные технологии в образовании, критическое мышление, метод Джигсо, рефлексивное осмысление.

Негізгі сөздер: білім беру стратегиясы, білім беруде ақпараттық тәсілдері, сын тұрғысынан ойлау, Джигсо тәсілі, рефлексивтік ұғыну.

Keywords: strategy of education, innovative technologies in education, critical thinking, jigsaw technique, reflection.

Аннотация: В статье рассматривается применение технологии    критического мышления с использованием метода Джигсо на уроках специальных дисциплин. В работе описываются положительные и отрицательные моменты этого метода, даются рекомендации, основанные на личном опыте, для преодоления возникших трудностей в процессе преподавания. Освещена и обоснована актуальность применения метода Джигсо на уроках специальных дисциплин.

Аңдатпа: Мақалада арнайы пәндер сабақтарда Джигсо тәсілін пайдалануы, сын тұрғысынан әдісін қолдану туралы қарастырылады. Ж ұмыста бұл тәсілдің жағымды және жағымсыз жағдайлары туралы суреттеледі, жеке тәжірибеге негізделген, оқыту барысындағы кездескен қиындықтарды меңгеру және  ұсыныс беріледі. Бұл мақалада арнайы пәндер сабақтарында Джигсо тәсілін пайдалануы өзекті болып табылады.

Annotation: The article deals with using critical thinking development  techniques, namely,  Jigsaw       strategy, at the special disciplines lessons. In the article the positive  and   negative

aspects    o f    this   technique are described, and some recommendations from the practical     experience  to   overcome    the     difficulties in teaching and learning process are given. The relevance o f Jigsaw  technique  in the lessons  of special disciplines is proved.

Новый век в сфере образования принес с собой течение новых мышлений, модель со­временного образования и образ нового преподавателя. Для этого сам преподаватель должен идти в ногу со временем, знать, искать, пробовать себя, ошибаться и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед. [2].

ХХІ век – век инновационных технологий, передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и промышленности. Этот век оснащен различными технологиями.    Новшества,    которые   происходят в современном мире, так или иначе, затрагивают все сферы. В новом мире с каждой долей секунды появляются новые идеи, новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования. Для духовно-нравственного воспитания молодого поколения используются и с успехом применяются различные методы преподавания. Это и критическое   мышление,    и   модульная   технология, и проектное обучение. Воспитание нового поколения связано с образованием, с воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти звенья дополняют друг друга. По словам Президента, стабильное государство невозможно без патриотизма. А воспитание чувства патриотизма зависит и от родителей, и от преподавателей.

В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках специальных дисциплин.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, студенты должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология развития критического мышления может рассматриваться как механизм, формирующий определённые умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися    в   рефлексивное   взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии [3, с. 26].

Технология развития критического мышления имеет богатый арсенал приёмов и стратегий, которые авторы технологии называют обучением сообща [3, с. 112]. Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю такой прием, как метод Джигсо.

Метод Джигсо — это метод групповой работы, разработанный в 1971 году американским психологом Эллиотом   Аронсоном. При использовании   данного   метода возникает позитивная зависимость студентов друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе [3, с. 111].

Метод предназначен для того, чтобы студенты помогали друг другу учиться, а преподаватель здесь выступает в качестве организатора   поискового   процесса,   а   не   просто

«передатчика», транслятора   знаний   и   истин [4, с.91]. Для этого студенческая группа разделяется на подгруппы. Количество подгрупп определяет преподаватель. Каждый участник группы   получает   одну   из   частей   материала. Он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 15минут. Если вопросов больше, чем членов группы, то студент может изучать два – три вопроса. Если студентов больше, чем вопросов, то один вопрос могут изучать два – три студента. Каждая подгруппа получает одинаковое задание: прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пере­ сказать, составить вопросы, направленные на сущность текста. Студенты могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры [5, с.91].

Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных подгруппах, собираются в тематические группы и обмениваются информацией как эксперты по дан­ ному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Эксперты обсуждают, как изученный материал можно преподнести другим студентам: в виде конспекта, плана, ответа или выводов. Во время «встречи экспертов» студенты работают 15 минут. Затем все возвращаются в первоначальные группы и в соответствии с планом проведения занятия преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.

Затем преподаватель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал и выставляет оценки.

В процессе применения метода Джигсо на уроках были выявлены следующие положи­ тельные моменты:

  1. Студенты работают вместе и лучше  усваивают весь материал за короткое время;
  2. Это упражнение может заменить объяснение нового материала;
  3. Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации;
  4. Студенты сами участвуют в процессе преподавания.

В результате учебного процесса по методу Джигсо студенты научились:

  1. Саморегуляции;
  2. Работать с текстом: читать, пересказывать, составлять и задавать вопросы;
  3. Высказывать свои мысли, проявляя индивидуальность своей личности;
  4. Обсуждать, прислушиваться к мнению других;
  5. Анализировать информации
  6. Демонтрировать свои зании.

Для преодоления отрицательных моментов необходимо:

1.      Продолжить обучение через диалог;

2.      Видеть индивидуальность каждого студента;

3.      Студенты должны четко знать критерии  взаимооценке и самооценке знаний по данному учебному материалу.

Применение метода Джигсо на уроках сспециальных дисциплин актуально на сегодняшний день, так как повышается познавательная активность студентов, появляется мотивация к обучению, обучающиеся приобретают вкус к самообразованию и возрастает интерес к изучаемому предмету. Исчезает монотонность в   процессе   урока,   внимание   детей полностью сконцентрировано на отрабатываемом материале. По моим наблюдениям, взаимодействие   студентов в паре и в группе при социальном взаимодействии наиболее пплодотворно влияет на понимание предмета

обучения и, как бы, раскрывает сознание студента.

Список литературы:

  1. Качественные и количественные методы п сихологических   и педагогических   исследований: учебник для студ. учреждений высш. образования   /   под   ред.   В.И.   Загвязинского. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр (Академия», 2015. – 240с.
  2. Заир – Бек С.И. Развитие критического ышления на уроке: Пособие  для   учителя С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Іросвещение, 2020.- 175 с.
  3. Бордовская   Н.В.Педагогика:Учебное   пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: итер, 2008. – 304с.
  4. Омарова         А.Б  Инфоурок, библиотека  материалов.  [Электронный ресурс] https:// nfourok.ru/doklad-metod-dzhigso-na-urokah- ipectehnologii-1742903.html