Проблема Буллинга в Школе

Байтуменова Меруерт Темурхановна

Педагог-психолог

Школа «Лицей Туран»

Статья посвящена особенностям буллинга в казахстанских школах. Согласно данным различных исследований буллингу в Казахстане подвергались от 17 до 70% детей. В статье приводятся данные проведенных исследований в Казахстане и анализируются основные причины буллинга в современной школе.

Проблема буллинга в современной казахстанской школе является широко распространённым. Достаточно большое количество времени в обществе делали вид, что данной проблемы в школах не существует и буллинг проблема исключительно западного общества. В этой связи исследования буллинга в Казахстане носят фрагментарный характер, касаются либо отдельных школ, либо отдельных областей, системных исследований не проводилось.

В 2018 году Национальный центр общественного здравоохранения провел опрос среди 6 456 казахстанских школьников, чтобы изучить показатели их здоровья и благополучия, в том числе изучалась проблема буллинга – участие в травле других детей, а также становились ли школьники жертвами буллинга в школе на протяжении последних двух месяцев. Результаты исследования показали, что за два месяца жертвами буллинга в школе по крайней мере 1 раз и более становились каждый пятый подросток от 11 до 13 лет, каждый десятый подросток в 15 лет. 8,3% детей и подростков участвовали в буллинге других людей в школе не менее 2-3 раз в месяц, то есть в разрезе двух месяцев речь идет о 4-6 раз, а в течении года о 24-26 случаев травли. 20% подростков по крайней мере один раз за два месяца участвовали в буллинге других людей. 17% подростков 11-15 лет подвергались буллингу/травле в школе один и более раз в месяц.

По данным ЮНИСЕФ Казахстан (2020), 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Исследование ЮНИСЕФ Казахстан также показывает, что дети, пережившие школьное насилие с элементами унижения и вымогательства, подвержены более высокому риску суицидального поведения.

В 2020-2021 годах фонд Verum Foundation провел исследования по проблеме буллинга в Алматинской области. Результаты исследования показали, что часто педагоги выступают в роли инициаторов буллинга, особенно в сельских регионах страны. Буллингу со стороны педагогов подверглись почти 70% опрошенных детей. По результатам данного исследования, в Казахстане больше распространен вербальный буллинг, то есть оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии. Кибербуллингу подвергаются больше половины детей от 12 до 15 лет.

Таким образом, можно говорить о том, что буллинг в школе, это не отдельные случайные эпизоды, это систематическое поведение школьников.

Важно понимать, что буллинг нельзя рассматривать как безобидное явление, неизбежную часть взросления школьника, так как проведенные исследования показывают, что школьная травля имеет не только краткосрочные последствия (стресс, низкая самооценка, снижение успеваемости, недоверие к людям, враждебность, склонность к мести), имеет долгосрочное воздействие на личность человека (снижение уровня психологического благополучия и социальной успешности, сложности с трудоустройством на работу) [6].

Проявления буллинга достаточно разнообразны, их условно делят на прямую травлю и косвенную. Прямая травля выражается в оскорблениях, избиениях, отбирании денег, вещей; косвенная травля проявляется в распространении слухов о человеке, бойкотировании его, игнорировании, манипуляции «дружбой». Все это может сопровождаться комментариями сексуального, национального или этнического содержания с негативным контекстом, высказанными непосредственно или опосредовано через других участников ситуаций [1].  

Мотивами буллинга могут быть месть, зависть, конкуренция, соперничество и просто личная неприязнь к объекту травли. В качестве причин травли могут стать потребность во власти, превосходстве, удовлетворение от причинения вреда и страдания другим, агрессивное поведение отдельных личностей. Причины участия подростков в травле в той или иной роли лежат не только в индивидуально-личностных особенностях буллеров и их жертв, но и в особенностях социального контекста. В 2008 г. Е. Ахмед и Д. Брайтвейт отметили, что в семьях жертв травли часто наблюдаются домашнее насилие или гиперопека, способствующие формированию ощущения беспомощности. В свою очередь, дети – инициаторы издевательств над другими также часто подвергаются домашнему насилию (в различных его проявлениях) и жестокому обращению в семье [5].

Одной из причин травли, по мнению Д.А.Кутузовой, является «необычность ребенка», его исключительность или отличие «от принятых в группе стандартов [3]. Буллинг также затрагивает детей из неполных семей, с врождёнными физическими, умственными дефицитарными состояниями и дефектами. Поводом для травли могут стать и религиозные убеждения семьи ребёнка.

К сожалению, бывают случаи, когда зачинщиками травли являются школьные учителя. Они могут оказывать психологическое давление, говорить при всем классе обидные для ребенка слова и даже прямые оскорбления, подавая это как часть воспитания. Такое отношение негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Так учитель может сам стать агрессором или дать сигнал остальному классу, что и другие могут также неуважительно обращаться с конкретным учеником. И дети начинают травить именно этого ребенка.

Также ряд исследований показывают, что учителя в половине случаев никак не реагируют на ситуацию буллинга, что приводит к тому, что у детей формируется недоверие как к учителям, так и школьным психологам в ситуации возникновения школьной травли. Следовательно, не только личные особенности школьников и специфика их общения с друг другом влияют на возникновение буллинга, но и характеристики образовательной среды также имеют большое значение.

Таким образом, можно говорить о том, что нет единого универсального рецепта противостояния буллингу, необходима комплексная социально-психологическая программа противодействия механизмам буллинга в школьной среде, которая будет учитывать личные, семейные, средовые и социальные факторы, влияющие на динамику травли. Также учителям и школьным психологам необходимо владеть алгоритмом последовательных действий, если они столкнулись с буллингом: четкие прописанные действия со стороны администрации школы, привлечение родителей к разрешению ситуации, наказание обидчиков, при необходимости привлечение опытных медиаторов со стороны НПО, занимающихся проблемой буллинга в школах [4].

Дополнительно отметим, что в деле повышения безопасности школьной образовательной среды, разработки и реализации эффективных комплексных программ предупреждения школьного буллинга ключевой задачей является всесторонняя научная, методическая, психологическая и нравственная подготовка будущих педагогов и школьных психологов, их мотивация к созданию условий защищенности каждого участника образовательного процесса [2]. Так же необходимо понимание половозрастных особенностей потенциальных участников буллинг-групп при планировании работы школьного психолога по профилактике травли. Выявление особенностей поведения в ситуации возможного буллинга детей разных возрастов, разных полов (мальчики/девочки) и разработка комплекса профилактических мероприятий на их основе позволят  вывести подобную деятельность на качественно новый уровень.

Список использованной литературы

1. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 2 (95). – С. 129–137.

2. Дашук И.Н., Николаев В.А., Дашук К.В. Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов к предотвращению школьного буллинг // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – №1 (82). – С.217-222.

3.Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа. – 2006. – № 4. – C. 54–72.

4. Нестерова А.А., Гришина Т.Г. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. – №3. – С.97-114.

5. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические наук. – 2019. – № 3. – С. 126–138.

6. Якунина Е.О. Причины школьного буллинга // Вестник науки. – 2021. – №5-1 (38). – С.35-40.