Развитие креативности учащихся посредством уроков музыки

Турлыбаев Алихан Куанышбекович

Учитель музыки

КГУ «ОШ №114», Алатауский район, город Алматы

Креативность очень актуальная тема нашего времени. Изучив исследования многих учёных, можно сделать вывод, что креативность – творческие способности человека, описывающиеся как поток новых необычных идей, которые отличаются от традиционных, а также способствующие решению проблемных ситуаций необычным образом. Креативная личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив ряд решений. Данной личностной черте сопутствует эрудиция, мобильность, уверенность в своих силах, компетентность и некоторые другие качества.

На сегодняшний день, особенно в это нелёгкое время востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути креативного, нестандартного разрешения возникающих проблем. Как отметил Президент РК К.Ж.Токаев «Мы нуждаемся в молодых и креативных людях. У нас есть молодые люди, которые благодаря политике Первого Президента, получили хорошее образование. Поэтому мы будем ждать новых кадров в систему государственной службы». Тем самым отмечая, что в современной эпохе инноваций для прогрессивного развития государства в различных областях, а также во время этих жутких перемен во всем мире нашей государственной деятельности не хватает именно креативного подхода для решения возникающих проблем.

Веками школа стремилась дать человеку знания. Но сейчас дети легко получают большую информацию в интернете и часто можно заметить, что ученики знают больше чем преподаватель по какой-то теме. Поэтому сейчас главное, что имеет смысл, это способность управлять своим собственным познанием на основе знаний о нем. И в настоящее время, основной задачей психологических и педагогических наук, является выявление и формирование социально зрелой молодёжи с высоким уровнем креативности, способной творить и создавать новое, нечто, в чем мир действительно нуждается в данный момент.

Музыка в настоящее время продолжает рассматриваться как «великая сила», способная воздействовать на человека. Различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействуя на формирование личности человека. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обогащать, то у него обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может открыть для себя многие сферы деятельности, как художественная, сфера социальных отношений (лидерство), психомоторная (спорт), творческая, где он будет отличаться высокой способностью к созданию новых идей. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, формировании образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью. Это возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Советский композитор, педагог и общественный деятель Д. Б. Кабалевский подчёркивал, что «Музыка – это искусство, всецело связанное с человеком. Оно создаётся человеком, о человеке, и для человека»

Как утверждают исследователи данной области, ранний школьный период является благоприятным возрастом для развития креативности. Именно в этом возрасте развиваются психические сферы у детей, как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Также вместе с этим развиваются и личностные качества, а на их основе способности и склонности, благодаря чему ребёнок становится более чутким к искусству и красоте. А в зрелом возрасте это трудно восполнимо.

Исходя из результатов многочисленных исследований выдающихся учёных как О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков, Л. С. Выготский и многих других, на уроках музыки, именно общеобразовательной школы мы занимаемся такими видами деятельности как исполнительство  (учимся играть на доступных музыкальных инструментах, готовим презентации на определённые темы), восприятие (слушаем произведения разных жанров, воображая её у себя в голове, отмечаем музыкальные инструменты которые её исполняют, даём этим произведениям свои названия), творчество (создаём музыкальные инструменты из подручных средств), музыкальное образование  (знакомимся с музыкальной грамотой, зарубежными и отечественными композиторами, посредством чего затрагивается и история),выполняем различного рода упражнения направленные на развитие речевой моторики, координации (для работы второго мозгового полушария), игры для концентрации внимания и требующие работу мозга в полную силу (ассоциативное соединение, мозговой штурм, детский театр и т.д.). И хотелось бы отметить, что всему этому не мешает переход с традиционного обучения на дистанционный формат.

Также немало важную роль в развитии креативности ребёнка занимают родители. Ведь именно их заинтересованность в развитии ребёнка является ключевым моментом. Для этого проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, посещение занятий ребёнка, на которых им объясняют, как и чем занять ребёнка дома. Все эти моменты побуждают педагогов непрерывно совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с родителями, несмотря на дистанционный формат обучения, так, как родители прислушиваются к мнению тех педагогов, человеческую ценность которых они признают.

И напоследок хотелось бы заявить, что каждый ребёнок с рождения креативен, но их способности находятся в спящем состоянии и наша обязанность, как учителей, раскрыть их. И только союз педагогов, родителей и детей, совместное сотрудничество, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями.