Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха в семье

Борзова Юлия Алексеевна

Сурдопедагог

КГУ КППК

Любовь к ребенку рождается еще до его появления на свет. С ним связываются лучшие мечты, строятся жизненные планы. Нет ничего более тяжелого, чем несчастье с ребенком. От Вас, родители, от Вашей жизнестойкости, силы воли, терпения будет зависеть судьба вашего неслышащего ребенка. К нему всегда должно быть обращено доброе, улыбающееся лицо родных. Однако необходимо быть и требовательными. Ни в коем случае не балуйте ребенка. Этим Вы нанесете ему большой вред. Избалованного ребенка трудно организовать для занятий, он постоянно конфликтует с другими детьми, со взрослыми. Все это отрицательно сказывается и на формировании его личности, и на успехах в обучении.

Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит вопрос относительно неслышащих детей. Помните, что начинать систематические занятия нужно с того дня, когда появилось первое подозрение, что Ваш ребенок плохо слышит. Эти занятия помогут специалистам установить степень снижения слуха, поставить точный диагноз, решить вопрос о необходимости слухового аппарата и подобрать режим его работы.

Специально организованное обучение позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет с собой нарушение слуха: отсутствие у ребенка речи, отставание из-за немоты от слышащих детей в психическом развитии. Нельзя откладывать воспитание и обучение ребенка до окончания проведения того или иного курса лечения, который часто длится 2-3- месяца, а то и полгода, год. Одновременно с проведением лечения с ребенком нужно заниматься.

Учить ребенка – это не значит посадить его за стол и в течение определенного, достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. В первую очередь необходимо правильно, рационально организовать деятельность ребенка в течение всего дня, воспитывать с учетом возраста ребенка культурно-гигиенические навыки (правильно умываться, есть, одеваться и т.п.), учить играть, развивать внимание, подражание, память и постоянно – дома, на прогулке, в транспорте, в гостях… – общаться с ребенком речью. В ходе же специально организованных занятий в игровой, занимательной форме следует учить ребенка всему тому, что должен уметь его слышащий сверстник, а также проводить работу по развитию его речи, остаточного слуха и по формированию произношения и обучению чтению.

Каждое занятие, даже самое маленькое, нужно продумать, подобрать все, что на нем понадобится. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразными по содержанию, форме и характеру проведения. Не перегружайте занятия материалом. Постоянно поощряйте и подбадривайте ребенка. Следите, чтобы он не утомлялся. Если ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать, значит, он устал, и Вам надо прекратить занятие еще до того момента, как он откажется заниматься.

Работу с ребенком следует проводить под руководством сурдопедагога  специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возможностей и особенностей Вашего ребенка, научит взрослых правильному общению с ребенком и методике его обучения. Обучение неслышащего ребенка в семье возможно лишь при активном участии родителей.

Успех в воспитании и обучении ребенка с нарушенным слухом во многом зависит от единства требований, предъявляемых к нему всеми взрослыми: мамой, папой, бабушкой… Договаривайтесь между собой во имя ребенка. Полезные советы по воспитанию Вы можете получить в книге Б.Д. Корсунской “Воспитание глухого дошкольника в семье” (М.: Педагогика, 1970).

Становлению речи неслышащего ребенка способствует интенсивная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Слух ребенка должен “работать” в течение всего дня. Всю обращенную к нему речь малыш воспринимает слухо-зрительно (т.е. видя губы говорящего и одновременно слушая). Слово или фраза, с которыми он впервые знакомится, предъявляются ему сначала слухо-зрительно, а затем (на слух – т.е. так, чтобы ребенок не видел губ говорящего).

Успешное развитие слухового восприятия возможно лишь в процессе повседневного ухода за ребенком и его воспитания, которые осуществляются в соответствии с общими требованиями к развитию детей этого возраста. Успешная коррекция слухового восприятия возможна лишь в условиях всестороннего развития ребенка.

Малыш нуждается в разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлениях. Уже с первых месяцев жизни возможно проводить различные упражнения, направленные на формирование и развитие его познавательной деятельности, на развитие его двигательной и эмоциональной сферы. Специальная коррекционная работа осуществляется как в процессе повседневного ухода и общения, проведения общеразвивающих упражнений, так и входе специальных слуховых упражнений.

Развитие слуховой функции и устной речи осуществляется на материале неречевых, речевых звучаний и речи. В качестве неречевых стимулов используются звучания игрушек: барабан, дудка, гармошка, погремушка, а также разнообразные бытовые шумы. На этом материале формируются и развиваются навыки реагирования на звук,  различения звучаний и определения, откуда они исходят.

Обязательным компонентом общения взрослого с ребенком является интонационно насыщенный речевой поток. На его основе формируется положительное отношение к речи как к неотъемлемому признаку ухаживающего за ребенком взрослого, формируется слуховое сосредоточение, Восприятие речи взрослого является необходимым условием для развития собственных голосовых проявлений ребенка.

Для развития речевого слуха взрослые используют звукоподражания, лепетные и полные слова,  двусловную фразу. Ребенок в процессе каждодневного общения со взрослым усваивает звуковой образ слов, повторяющихся многократно в сходных ситуациях вне специальных форм обучения.

По мере овладения словарем понимаемой речи выделяется речевой материал для специальных слуховых упражнений. Таким материалом, в первую очередь, являются звукоподражательные названия игрушек. С расширением словаря понимаемой речи в слуховую тренировку включаются лепетные и полные слова, а впоследствии и фразы побудительного и повествовательного характера.

Развитие нарушенного слуха возможно лишь при условии достаточного усиления речи. В большинстве случаев это требует постоянного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. Выбор типа аппарата производит врач-сурдолог по данным исследования слуха: объективной аудиометрии, педагогического обследования.

В течение всего дня ребенок пользуется индивидуальным слуховым аппаратом, начиная с того момента, как подобран режим его работы. Занятия за столом целесообразно проводить со стационарным усилителем. Основным содержанием занятий с детьми  преддошкольного и дошкольного возраста является развитие речи и слухового восприятия ребенка, а также формирование у него произносительной стороны речи. Развитие речи неслышащего ребенка осуществляется в ходе его повседневного общения с окружающими и на специальных занятиях.

Общение с малышом, в первую очередь, связано с организацией его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра и т.д. В этих ежедневно повторяющихся ситуациях у ребенка формируется понимание речи. В Приложении указан примерный материал, которым могут пользоваться родители в начале обучения. На занятиях в игровой форме ребенка знакомят с названиями предметов, действий с ними.

Первоначально взрослый пользуется только устной речью, сопровождаемой естественными жестами. По мере развития произвольного зрительного внимания в работу следует включать письменные таблички. В общении и на всех занятиях ребенка побуждают к говорению (к повторению за взрослым, называнию предмета, действия, к выражению собственных желаний и т.п.) в любой доступной ему форме: голосовой реакцией с естественными жестами, воспроизведением звукоподражаний, слов и фраз на уровне произносительных возможностей. Взрослый поощряет каждую попытку ребенка к речевому общению и дает ему образец правильного высказывания.
Воспитывать и учить неслышащего ребенка трудно. Но каждое слово, фраза, сказанная им, мысль, выраженная Вашим сыном или дочкой, нравственное поведение – это Ваши совместные победы. Терпение, настойчивость, целеустремленность, помноженные на желание помочь ребенку, приведут Вас к успеху в воспитании и обучении самого дорогого для Вас человека!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерный материал, используемый в общении с ребенком.

Привет, пока.

Пробуждение ребенка.

Привет. Где Алеша (…)? Где мама (папа, бабуля…)? Вот Алеша (мама, папа…). Иди ко мне.

Где горшок? Вот горшок. Сядь, а-а, пись-пись, все, встань.

Умывание.
Где вода? Вот вода. Вода течет. Где руки? Вот руки. Вымой руки. Вымой лицо. Алеша (…) моет руки (лицо). Где вода? Вот вода. Все. Нет воды. Вытри руки (лицо). Алеша (…) вытирает руки (лицо). Все. Иди.

Накрывание на стол и кормление.

Ложка, чашка, тарелка. Где ложка (тарелка, чашка)? Суп, каша, молоко, хлеб, яблоко (…). Где каша (молоко, хлеб, фартук…)? Алеша (…) ест кашу (суп, хлеб…). Ешь яблоко (…). Пей молоко (…). Все. Умница. Где рот? Вот рот. Сядь. Встань.

Одевание и раздевание.

Штаны, рубашка, шапка, платье, ботинки, туфли. Надень, сними. Надень рубашку (штаны…). Сними шапку (туфли…). Алеша (…) надел (снял) рубашку (штаны, ботинки…).

Игра.

Названия игрушек (лепетные и полные), с которыми играет ребенок; названия действий (лепетные и полные), которые он воспроизводит, например: ууу, мяу, ууу едет, мяу ест, ляля упала (бах!), утя идет – топ-топ-топ и т.п.; дай, убери, все.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Сядь, встань, карандаш, бумага, кубики, названия предметов, которые изображаются (лепетные и полные). Где карандаш (бумага…)? Рисуй (лепи, построй, положи) дом (шар, мяч, стул и т.п.).

Прогулка.
Солнышко, нет солнышка, снег, дождь (кап-кап). Идет снег. Идет дождь – кап-кап-кап.

Занятия.

Встань, сядь, привет, пока (каждой игрушке, с которой играют, занимаются), слушай, дай, на, убери, упал(а), все; название игрушек (лепетные и полные), с которыми ведется работа. Примерный словарь: ууу (поезд), ввв (самолет), прр (лошадка), ав-ав-ав или ам-ам-ам (собака), пипипипи (птичка), мяу (кошка), кококо (курица), ква-ква-ква (лягушка), ляля, утя, бобо, биби (машина), и т.п.; имя ребенка, мама, папа, бабуля, дедуля, тетя, дядя, дом, мяч, лопата, рыба, юла; суп, каша, молоко, яблоко (…); штаны, рубашка, платье, туфли, ботинки (…); руки, ноги, глаза, нос, рот, уши – уметь показывать части тела у себя, у взрослых, у игрушек и т.п. В дальнейшем, когда ребенок усвоит первые слова, используются фразы типа: папа (тетя) там; мама (папа…) дома. Ляля (…) упала. Мама (бабуля…), пока. Бабуля (папа…) спит (ест, пьет, сидит, стоит, бежит). Алеша (…) плачет – а-а-а. Что там? И т.п.

Укладывание спать.

Ляг. Спи. Закрой глаза. Алеша (…) спит.

Произнесение речевого материала сопровождается естественными жестами. Он произносится вначале в одной и той же последовательности (по возможности). По мере того, как ребенок начинает действовать в ответ на слово (фразу), последовательность нужно менять.

Каждое слово (фраза) произносится взрослым 2-3 раза, из них один раз – обязательно на слух (т.е. так, чтобы ребенок не видел губ говорящего). Малыша следует побуждать к проговариванию материала вместе со взрослым, но не настаивать. В этот период занятий взрослый все время как бы говорит за ребенка.

Полные слова сопровождаются письменными табличками с того времени, когда ребенок научается сосредотачиваться, следить за игрушкой, смотреть на тот предмет, который показывает взрослый. Когда малыш научится узнавать по табличке первые слова, начинают использоваться и фразы, написанные на табличке печатными буквами.