Развитие творческих способностей обучающихся художественной школы в условиях дистанционного обучения

Васильева Елена Вениаминовна

Заместитель директора по УР

ГККП «Художественная школа им. А.И. Никифорова отдела образования акимата города Костаная»

В современном мире информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, в том числе и в сферу образования. Последние десятилетия современные школы оснащены компьютерными классами, IT- технологии стали на передовой среди инновационных педагогических технологий. В условиях художественной школы применение компьютерных технологий осуществляется в преподавании предмета «Компьютерная графика», «Компьютерная графика и анимация»; на уроках ИЗО педагоги с успехом применяют презентации, видео и другие элементы IT-технологий. Но такого прорыва, такой насущной потребности, как сегодня, в 2020-2021году. информационные технологии не знали никогда.  Использование интернет-технологий и дистанционного  обучения  сегодня не являются   чем-то  новым. На поверку дня эти технологии стали единственными «спасителями», которые позволили в условиях пандемии сохранить и продолжить учебно-воспитательную деятельность школы. Данные технологии получили мощное развитие в сложившихся условиях пандемии и показали необходимость их дальнейшего развития.

Наша школа работала в дистанционном формате почти год. И только в 4-й четверти дети стали посещать школу в комбинированном форматеСегодня мы с уверенностью можем сказать, что обучать детей изобразительному искусству дистанционно возможно и это делать можно хорошо.

Дистанционное обучение сегодня позволило взглянуть на процесс обучения изобразительному искусству совершенно с другой стороны.

Что же такое дистанционное обучение? – это комплекс образовательных услуг, предоставляемый обучающимся с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих  обмен учебной  информацией  на  расстоянии.

Дистанционное обучение имеет несколько основополагающих принципов, которые позволяют занять достойное место в нашем образовании.

  •  Дистанционность обучения, т.е.  обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу.
  •  Принцип гибкости позволяет выполнять задания не в строго установленное время, а обучаться в любом месте в удобное для себя время. Благодаря этому принципу повышается доступность образования.
  •  Принцип открытого обучения. Он предполагает, что в системе образования лежит богатая и хорошо разработанная образовательная среда, в которой обучаемый стремится к достижению своих образовательных целей.
  • Принцип сознательности и активности, который предполагает  понимание учащимся смысла усваиваемых им знаний и умений, а так же, четкое понимание и представление своих целей.

Многие из этих принципов демонстрируют определенные плюсы дистанционного обучения, но насколько сознательными, активными и самостоятельными окажутся наши дети, прогнозируя ожидаемые результаты освоения образовательных программ?

Планируя работу в дистанционном формате, необходимо знать и учитывать те минусы и трудности, с которыми связано дистанционное обучение:

  1. Отсутствие прямого контакта педагога и ученика вызывает затрудненность в передаче опыта практической деятельности. Даже самые современные технологии не заменят реальной практики. В связи с этим, педагогу необходимо разрабатывать пошаговые, подробные видеоматериалы, методические разработки в хорошем качестве, чтобы ребенок мог увидеть, услышать и прочитать изучаемый материал.
  2. Сложности в осуществлении быстрой и качественной обратной связи.
  3. Сложность в контроле за посещением занятий и выполнения домашнего задания.
  4. Минимальность контакта как с педагогом, так и друг с другом, заметно снижает коммуникативные навыки. И это надо учитывать при выстраивании учебно-воспитательного процесса.
  5. Недостаточная компьютерная грамотность, так же, является минусом в

данном виде образования, которая может стать серьезной проблемой в получении образования дистанционно.

Только взвесив все за и против, учитывая все имеющиеся риски, возможно правильно и четко организовать учебно-воспитательный процесс в дистанционном формате.

Организация дистанционного обучения

Согласно разработанному Алгоритму обучения в художественной школе в дистанционном формате, работа велась в следующих основных направлениях:

  • Административный блок;
  • Учительский блок
  • Электронно-методический блок
  • Родительский блок

Взаимосвязь этих компонентов позволила достичь хороших результатов.

Были проведены следующие важные организационные мероприятия:

  • организация обучающих семинаров, МО для педагогов с целью освоения технологий дистанционного обучения;
  •  обеспечена бесперебойная работа сайта школы, освящение работы школы в социальных сетях;
  • сформировано расписание занятий на каждый учебный день по учебным планам с продолжительностью урока 30 минут;
  •  создана «электронная учительская» – группа для учителей школы в программе WhatsApp, в которой обсуждается актуальная информация;
  • учителями созданы группы в программе WhatsApp отдельно для обучающихся и родителей;
  • налажена тесная связь с родителями любым удобным способом – в группе WhatsApp, по телефону, в соцсетях, по электронной почте. Родители были в курсе всех деталей дистанционного обучения;

Базовой формой обучения стал видео-урок.

Кроме видеоматериалов, учителями разработаны следующие методические материалы для дистанционных занятий:

  • методические рекомендации для детей и родителей к проведению уроков с пошаговым иллюстративным объяснением,
  • презентации,
  • тестовые задания.

Мотивация обучающихся – движущая сила дистанционного обучения

Чтобы минимизировать риски дистанционного обучения очень важно мотивировать процесс обучения, подкрепляя интерес к знаниям радость творчества. Это нацеленность на конечный результат; это создание ситуации успеха – участие в дистанционных выставках, конкурсах; это система поощрения (за активное участие в конкурсах, за хорошую учебу и т.д.).

Тесная связь с родителями

При дистанционном обучении особенно важна связь с родителями, потому что они организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы они вовремя участвовали в учебном процессе. По сути, от родителей зависит, насколько ребенок сможет учиться дистанционно. Связь с родителями осуществлялась любым удобным способом – в группе WhatsApp,по телефону, в соцсетях, по электронной почте. Родители были в курсе всех деталей дистанционного обучения.

И сегодня мы можем говорить в большей мере о положительных, нежели об отрицательных результатах дистанционного обучения:

  1. В школе создана база видео-уроков, электронно-методических материалов по различным предметам;
  2. Проведено более 30 онлайн выставок:
  3. Приняли участие порядка 20 различных онлайн-мероприятий воспитательного характера.
  4. Приняли участие более чем в 35 конкурсах и выставках различного уровня.
  5. В рейтинге результативности за 2020г, школа заняла 1 место среди ОДО области.
  6. Есть опыт подготовки дипломных работ в дистанционном формате.
  7.  На высоком уровне прошел полугодовой просмотр. Средний % обученности по группам равен 86%, что заслуживает высокой оценки.

Для учеников ХШ данная форма обучения способствовала:

– развитию самостоятельности;

– сознательности и ответственность за выполнение работы;

– более полному самовыражению в творчестве;

– уверенности в собственных силах.

Для учителей ХШ дистанционная форма обучения позволила:

– расширить свои представления о качестве образовательного процесса;

– повысить свою квалификацию в области ИКТ;

– расширить свой кругозор;

– повысить свою самооценку в результате положительного опыта работы.

Таким образом, в школе создана эффективная, инновационная образовательная среда, которая способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей, их самовыражению, реализации скрытого творческого потенциала, креативной мысли.  Распространение и внедрение новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства позволяет постоянно обновлять процесс образования и воспитания детей, занимать достойное место в конкурентной среде образовательных услуг дополнительного образования.