Система и философия Кайдзен в обучении русского языка

Турекулова Сауле Калиолловна

Учитель русского языка и литературы

КГУ “СОШ №69” г.Алматы

Система и философия Кайдзен – это японское слово, обозначающее непрерывное совершенствование. Кайдзен состоит из двух иероглифов.

КАЙ означает «изменения». ДЗЕН означает «к лучшему». Вместе они переводятся как «постоянное улучшение».

Если рассматривать философию Кайдзен как систему совершенствования личности, то она подразумевает планомерное улучшение во всех областях жизнедеятельности человека: трудовой, общественной и личной. Если же речь идет о применении принципов Кайдзен в работе педагогики, то под этим термином следует понимать систему совершенствования деятельности, как целиком школы, так и ее структурных подразделений, а  в частности подразделения изучения учащимися русского языка. При этом без привлечения внешних знаний, исключительно за счет внутренних резервов.

Целями внедрения Кайдзен на уроке или использования этой системы в жизни отдельного ученика являются: устойчивое и стабильное развитие; внедрение инноваций; получение максимального успеха; повышение интереса к обучению и устранение потерь времени, сил, ресурсов и средств и т.д.

За счет каких правил и принципов система Кайдзен снискала столь огромную популярность и получила распространение по всему миру? Если попытаться свести множество методов и правил японской системы управления обучением  и личными ресурсами к общим принципам, то  понятно, что философия Кайдзен –  это обширная и хорошо структурированная система знаний. Главное, что Кайдзен практикует постепенный подход к переменам — вместо революции, эволюция.

Цели достигаются маленькими шагами (тут нельзя не вспомнить правило 20 минут), без рывков. Правила Кайдзен предостерегают от крупных и резких изменений и сулят деградацию при взрывных преобразованиях. Лучше изменить сто вещей на один процент, чем попытаться улучшить одну вещь на сто. Такие улучшения менее трудоемки, более устойчивы и эффективны.

В  концентрированном виде они будут выглядеть следующим образом:

Японская методика против лени “КАЙДЗЕН” или  принцип 1 минуты

Существует японская методика «кайдзэн», в которую заложен принцип «одной минуты». Принцип этой методики состоит в том, что ученик занимается определенным получением знанием  ровно одну минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. Одна минута времени — это совсем мало, а значит легко выполнимо для любого ребенка. Лень не встанет на его  пути. Те же самые действия, которые он  не хотел выполнять в течение получаса, придумывая отговорки или оправдания, теперь, с легкостью выполняется за минуту.

Когда время ограничено одной минутой, занятия не кажутся ему  трудно выполнимыми, а наоборот, приносят радость и удовлетворение. А делая маленькие шаги, он  совершенствует  и достигает больших результатов.

Немаловажно то, что ученики побеждают неуверенность в своих силах, освобождаются от чувства вины и беспомощности, ощущают успех и победу. Вдохновляясь чувством успеха, постепенно увеличивают минутные занятия на пятиминутные и так далее. Потом незаметно подходят и к получасовым занятиям. Прогресс налицо!

Людям другой  культуры японская методика может показаться неэффективной, так как  устоялось мнение, что без больших усилий хороших результатов не добиться. Но масштабные программы, отнимающие много сил, могут сломить человека и остаться безрезультатными. А принцип «Кайдзэн» подойдет всем и может быть применим для многих сфер жизни. Японцы, например, используют стратегию постепенного и постоянного улучшения в сфере менеджмента, а мы пробуем применить в сфере образования.

Осталось только определиться с  потребностями учеников и начать применение методики «Кайдзэн» на практике.

1.Японская философия Кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (в сфере обучения, в труде, в  обществе и частности) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Можно выделить  разное количество ключевых принципов, на которых основывается Кайдзен

1. Фокус на учениках — использующий Кайдзен,  должен удовлетворять их потребности.

2. Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть Кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах обучения

3. Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение. (Там, где нет проблем, совершенствование невозможно.)
4. Пропаганда открытости — малая степень обособленности.
5. Создание рабочих групп — каждый ученик становится членом рабочей команды и соответствующего окружения по качеству знаний
6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд.
7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для класса  важны не только и не столько в результатах, сколько вовлечённость учеников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между учениками.
8. Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей группы 
9. Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других.
10. Самосовершенствование. (Приучить себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинать с решения собственных задач.)
11. Информирование каждого ученика — весь класс  должен быть полностью информирован.
12. Делегирование полномочий каждому ученику — передача определённого объёма полномочий каждому. Это становится возможным благодаря обучению по многим темам, владению широкими навыками и умениями и пр.
13. Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
14. Анализ происходящего в классе и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные.)
15. Устранение основной причины и предотвращение пробелов в знаниях. (Не путай причину проблемы с её проявлениями.)
16. Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс.Проверка не создает качества.)
17. Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех.)

Кайдзен как процесс устранения помех (англ. impediments), силами команды (а не одного ученика).  При рефлексии идентифицируется наиболее серьёзная помеха, и задача по её устранению вносится в следующий резерв спринта (англ. sprint backlog) наравне с другими.

Когда ваш процесс стабилен, а неэффективная работа видна всем, вы имеете возможность учиться. Но поскольку обучение учеников возможно только через учеников и учителя, необходимым условием является стабильность ученического состава, постепенное продвижение к успеху и продуманная система преемственности, которые позволяют сохранить накопленные классом знания. В этом особенно эффективна японская философия Кайдзен

Использованная литература

1. Имаи, Масааки Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 424 c.
2. Имаи, Масааки Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 274 c.
3. Кайдзен для рабочих. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. – 152 c.
4. Ларо, Уильям Офис-Кайдзен. Преобразование офисных операций в стратегическое преимущество / Уильям Ларо. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 224 c.
5. Рассел, Джесси Кайдзен / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 570 c