Свободное от учебы время, как условие творческого развития подростка
Бижанова Арайлым Сагандыковна
мaгистрaнт, Кoкшетaуский университет им. A. Мырзaхметoвa, г. Кoкшетaу, Кaзaхстaн
Радзицкая Ядвига Изидоровна
доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, к.н.п., Кoкшетaуский университет им. A. Мырзaхметoвa, г. Кoкшетaу, Кaзaхстaн
Aннoтaция: В данной статье анализируются особенности творческого развития личности подростков во время, свободное от учебы. Рассматриваются существующие теории и практики, касающиеся этого процесса, а также выделяются роли и значимость внеклассной деятельности в развитии творческих способностей подростков. Цель статьи заключается в выявлении особенностей творческого мышления и воображения детей и подростков во временные промежутки, не связанные с обучением. В рамках публикации исследуется влияние разнообразных видов внеклассных занятий, таких как искусство, музыка, театр, литература и другие, на развитие творческих способностей учащихся и их проявление.
В период подросткового возраста, когда активно идет процесс самоопределения и формирования личности, свободное от учебы время становится ключевым для творческого роста и самовыражения. В этом контексте, первым важным аспектом является возможность выбора интересующего ребенка направления. Внеурочное время предоставляет учащимся широкий выбор занятий, включая рисование, музыку, танцы, театральное искусство и другие. Поддерживая интересы и предпочтения ребенка, мы способствуем его эмоциональному удовлетворению, что способствует развитию творческих способностей. Каждый ребенок уникален, и важно предоставить ему возможность самостоятельно выбирать направление, в котором он может раскрыть свой потенциал. Этот выбор позволяет ему экспериментировать с различными видами искусства и находить удовлетворение в самореализации, что помогает определить цели и направить энергию в конструктивное русло.
Каждый ребенок обладает уникальными талантами и предпочтениями, которые могут проявиться в различных творческих сферах. Важно дать возможность ребенку самостоятельно выбирать творческое направление, которое соответствует его интересам и близко ему. В процессе этого выбора он получает шанс попробовать себя в различных областях и искусствах, чтобы понять, в чем именно он находит истинное удовлетворение и самореализацию. Этот опыт поможет ему определить свои цели и направить свою энергию в продуктивное русло.
Позволяя ребенку самостоятельно выбирать творческое направление, мы способствуем развитию его индивидуальности и уникальных способностей. Каждый ребенок – это некий маленький творец, и раскрывая свой потенциал в интересующей его области, он может стать настоящим мастером. Этот выбор также способствует формированию самоопределения и самоуверенности. Понимание того, что его интересы и предпочтения уважаются, помогает ребенку лучше понять себя и свои ценности, придавая уверенности в своих силах и помогая строить будущее в соответствии со своими желаниями и предпочтениями. Однако важно помнить, что необходимо поддерживать выбор ребенка, обеспечивая все необходимые ресурсы и условия для развития выбранного творческого направления. Поощрение его интереса и успехов также важно, чтобы поддержать и мотивировать его на дальнейшие достижения.
Одним из ключевых факторов, способствующих творческому развитию подростка, является наличие свободного времени, которое они могут посвятить своим увлечениям и интересам. В этот период они имеют возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, открывать новые увлечения и развивать свои таланты. Значительную роль в этом играют родители, которые могут поощрять интересы своих детей, обеспечивая доступ к ресурсам и материалам для их творческого развития. Это может включать поддержку в изучении музыки, рисования, литературы, спорта или любого другого вида деятельности, который заинтересует подростка. Кроме того, посещение культурных мероприятий, таких как музеи, выставки, театры и концерты, играет значимую роль в формировании творческой личности подростка, расширяя их кругозор и вдохновляя на новые идеи. Важно также предоставить подросткам возможность принимать решения и реализовывать свои творческие проекты, что способствует развитию самостоятельности, ответственности и уверенности в собственных силах.
1) Обеспечение стимулирующей обстановки. Для развития творческих способностей подростков требуется создание благоприятной среды. Это включает доступ к разнообразным материалам и ресурсам, таким как книги, музыкальные инструменты, художественные материалы, компьютеры с графическими редакторами и другие инструменты.
2) Поддержка индивидуальных интересов и хобби. Каждый подросток уникален, и важно поддерживать его интересы и хобби. Это может включать участие в кружках по интересам, спортивных секциях, музыкальных группах, театральных студиях и других деятельностях, которые помогают развивать творческие способности и приносят удовлетворение.
3) Поддержка самостоятельности и инициативы. Свободное от учебы время предоставляет подросткам возможность проявить свою самостоятельность и инициативу. Важно поощрять их стремление к самоопределению и самореализации, предоставляя возможность самостоятельно планировать и осуществлять свои творческие проекты.
4) Развитие креативных навыков и мышления. Развитие творческой личности подростка требует развития креативных навыков и мышления. Это может быть достигнуто через разнообразные виды деятельности, такие как рисование, музицирование, танцы, литературное творчество и ремесленные занятия.
5) Обеспечение доступа к информации и образовательным ресурсам. Современные технологии предоставляют широкие возможности для самообучения и развития. Важно обеспечить подросткам доступ к разнообразным образовательным ресурсам, таким как онлайн-курсы, видеоуроки, электронные книги и т.д.
6) Поддержка участия в творческих проектах и мероприятиях. Участие в творческих проектах и мероприятиях помогает подросткам проявить свои таланты и встретиться с единомышленниками. Поддержка их участия в выставках, конкурсах, фестивалях и других событиях способствует раскрытию их потенциала и повышению самооценки.
Творческое развитие подростков во времени, свободном от учебы, играет важную роль в их полноценном развитии. Предоставление подходящей среды для этого позволяет им раскрыть свой потенциал и сформировать себя как творчески выразительную личность, готовую к успешной жизни. Здесь родители, образовательные учреждения и общество в целом играют ключевую роль, создавая и поддерживая условия, способствующие развитию творческих способностей и потенциала каждого подростка.
Список литературы
- Замятина Е.И. Психология творчества // Художественное творчество и психология, 2019, №4. – С. 12-17.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость». – М.: Педагогика, 2014. – 178 с.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии, 2019. – С. 34- 35.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность – М.: Просвещение. 2018. – 320 с.