Всё о войлоке

Конкабаева Гульмира Жаксылыковна

Воспитатель

Заречная школа лицей

В послании Первого  Главы государства «Рухани жаңғыру» Н.А. Назарбаев говорил, что  в наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

Поэтому, мы сделали для себя вывод, что мы должны использовать  материалы, исходящие их глубины веков, используемые людьми, но постоянно усовершенствовать свою работу, так как, наше общество стремительно движется вперед, и, останавливаться на достигнутом нельзя. И, так, как нами создан мини-музей, мы хотели бы представить несколько вариантов работ с уже всеми знакомым материалом, войлоком.

В мини-музее представлены изделия, выполненные из войлока

Войлок – один из наиболее применяемых материалов в традиционных женских ремёслах многих народов. Так, как шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца.

Войлок, для многих кочевых народов был основным видом текстиля, который служит человеку на протяжении всей жизни. При рождении детей сразу клали на пеленки, сделанные из войлока, и умирали люди тоже на войлоке. Так как, войлок плотный, теплый материал, им укрывали коней, а также, изготавливали одежду для людей. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием пара и горячей воды способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния.

Первоначальные войлоки были изготовлены из натуральной шерсти естественного цвета. Со временем стали открашивать шерсть естественными красителями. Полученные цвета должны были сочетаться между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, следовательно процессу окрашивания шерсти уделяли огромное внимание. Для естественных красителей использовали растения, которые собирали в определенном месте в конкретное время.

Аппликационный способ состоит в нашивании на однотонную основу фрагментов орнамента, вырезанных из войлоков других цветов. Техника вкатывания предполагает выкладывание шерсти уже в процессе валяния войлока. Известно, что на Северном Кавказе и в Дагестане также были распространены войлочные сапоги. Наибольший интерес представляют свадебные сапожки лакских женщин, украшенные узорной прострочкой и аппликацией с золотным шитьем. И сегодня мастера, продолжая народные традиции, создают войлоки, не только удовлетворяющие утилитарным потребностям, но и являющиеся высокохудожественными образцами современного прикладного искусства.

Работы, выполненные из войлока

Изделия из войлока не потеряли своей привлекательности и в современном искусстве декора. Используя традиционную технику валяния войлока можно создавать разнообразные предметы быта — коврики, сумки, чехлы подставки, бусы, или цветы, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью и самобытностью. А в руках умелого мастера могут стать неповторимым произведением декоративно прикладного искусства.

Список использованной литературы:

  1. Адьяева, Е.Л. «Мода на войлок еще вернется». «Известие Калмыкия», 12 марта 2011г
  2. Куклин, В. Н. Приемы обработки и изготовления изделий из шерсти в XIX – начале XX в. // Исследования по археологии и этнографии Мордовской АССР : тр. МНИИЯЛИЭ. – Саранск, 1966. – Вып. 34. – С. 227–242.
  3. Шинковская К. А. Войлок. Все способы валяния / Шинковская, Ксения Александровна; К.А. Шинковская. — М.: АСТ — Пресс, 2012. — 176 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений). — Сер. указ. в конце кн. — В конце кн. изд-во: Аст — Пресс Книга.
  4. http://msf.ru/
  5. http://www.4felts.com/