Здоровьесберегающая технология – основа сохранения здоровья детей
Исмагулова Эльвира Бахитбековна
Инструктор по физической культуре
ГККП «Ясли-сад № 4 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясни им, и они будут беречься»
Януш Корчак
Здоровье – это великое благо, сохранить его в современном цивилизованном мире не просто. Обеспечение здоровья подрастающего поколения – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольной организации является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольной организации, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольной организации и семьи.
Моя задача, как инструктора по физической культуре – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание бережного отношения к своему организму и приобщение к здоровому образу жизни. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в организованной учебной деятельности по физической культуре – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду, соблюдаю следующие правила:
– использую здоровьесберегающие технологии в комплексе и в соответствии с требованиями СанПин и ГОСО;
– учитываю состояние здоровья детей;
– сочетаю различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы, чередуя их с расслаблением и отдыхом;
– осуществляю индивидуальный подход к воспитанникам и учитываю их личностные и физические возможности;
– создаю благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный настрой.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
– улучшение памяти, внимания, мышления;
– повышение способности к произвольному контролю;
– улучшение общего эмоционального состояния;
– повышается работоспособность, уверенность в себе;
– стимулируются двигательные функции;
– снижает утомляемость;
– улучшаются пространственные представления;
– развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
– стимулируется речевая функция;
– улучшается соматическое состояние.
Ежедневно в своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развития фантазии и воображения, стимулирует речь.
Дыхательная гимнастика помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и радостью, а также активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Во время организованной учебной деятельности в игровой форме проводится самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Учит детей сознательно заботиться о своем здоровье.
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо-и кровообращения и средством для снятия психологического напряжения.
Самомассаж проводится в игровой форме, в сопровождении веселыми стихотворениями и является доступным и интересным для ребенка.
С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства»,которые намного безопаснее таблеток.
Игромассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Игровые упражнения и подвижная игра способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, развивают двигательную активность, способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают физические качества, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, самостоятельность и инициативность.
Использую в работе с детьми метод релаксации. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Активно использую гимнастику для глаз в организованной учебной деятельности с целью повышения эмоциональности и интереса к физическим упражнениям. Гимнастика для глаз-это один из приемов оздоровения детей.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. Для гимнастики использую мелкие предметы, различные тренажеры.
Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов,потешек.
В заключении хочется отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.