Древний Восток. Индия и Китай. 5 класс

Бондарь Наталья Васильевна

Учитель истории

КГУ  «Средняя школа № 16 имени Дмитрия Карбышева»

Цель: Обеспечить повторение и закрепление знаний по теме «Древний Восток. Индия и Китай».

Задачи:

1.Организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению знаний

исторических     фактов по истории Индии и Китая.

2.Формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять

знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь,

оценивать свои возможности, развитие психических процессов.

  1. Способствовать укреплению классного коллектива на основе общего дела и сопереживания за свою команду; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов); способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: по классификации С. А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков; по классификации А. А. Вагина – урок применения знаний; по классификации П. В. Горы – повторительно-обобщающий урок.

Форма проведения: дидактическая игра.

Методы: практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал: карточки с заданиями; иллюстрации; интерактивная доска (презентация сопровождение)

Планируемый результат: учащиеся успешно справятся с заданиями, проявят активность
                                                        

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие. Эмоциональный настрой

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2.Вводное слово учителя и  целеполагание

Сегодня у  нас с вами  не совсем  обычный урок. Вы заранее поделились на группы  и определились с лидерами.

Слайд 2. Посмотрите на тему сегодняшнего урока «Древний Восток. Индия и Китай» и определите для себя цели урока.

( Слайд 3) 1. Нам необходимо повторить _____________ (ответы учащихся)

  1. Вспомнить ______ (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)

3.Закрепить _________ (полученные знания)

4.Развивать умения сравнивать,________ (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)

  1. Воспитывать в себе _________( уважение к истории, традициям, культуре других народов )

3.Организация повторения

Сегодняшний урок – повторения пройдет в форме игры-соревнования, в которой примет участие каждый из вас, став членом одной из команд. Поскольку речь идет о Древнем Востоке, осмелюсь дать следующие названия командам «Брахманы», «Мудрецы», « Просветленные  » За правильный ответ каждая из команд получает  исторические бонусы, которые лидеры команд не забывают фиксировать в оценочных листах. Приветствуются дополнения игроков.

Ну что- ж, уважаемые мои любители истории, у вас есть шанс отличиться…  Итак, мы начинаем игру!

Слайд 4. Конкурс быстрой разминки «Кто быстрее?» Разыгрывается право первого хода. Командам  задаются вопросы, на которые они дают ответы.

  1. Где географически расположены древняя Индия и Китай? (Южная и Восточная Азия).
  2. Густые, труднопроходимые леса полуострова Индостан. (Джунгли).
  3. Раджами назывались вожди в… (Индии)
  4. «Страна 5-и рек» или по-другому… ( Пенджаб)
  5. Замкнутые группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями, на которые делилось индийское общество. (Касты).
  6. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
  7. “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности … (Хуанхэ)
  8. Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан-ди).
  9. Высочайшие горы мира. Они защищают Индию с севера … (Гималаи)
  10. Основатель династии Маурия…Чандрагупта
  11. Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
  12. Расцвет Индийского государства с подчинением единой власти начинается при правителе…(Ашока)
  13. Столица древнеиндийского государства… (Паталипутра)
  14. Восстание ,охватившее почти всю территорию Китая и продолжавшееся 20лет… «восстание желтых повязок»
  15. В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
  16. В какой стране были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
  17. По- европейски «каста», у индусов-… (варна)
  18. Одна из мировых религий, зародившихся в древней Индии… (буддизм)

Право первого  хода в следующей игре предоставляется….

Слайд 5 «Вам письмо» Ребята, я получила странное письмо от моего нерадивого ученика, в содержании которого не могу разобраться. Помогите мне. Высвечивается письмо с ошибками, необходимо указать количество ошибок и сами ошибки.

Слайд 6.«Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая расположена на Великой Китайской равнине. В этой стране протекает река Тигр, которую называют «желтой рекой». Вторая река Ганг впадает в Восточно-Китайское море. Из Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны. Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется» (ошибок -7)

Слайд 7. «Что в сундучке?»  Во время путешествия был найден сундучок и  в нем находится то, чем мы пользуемся сейчас, но создано в древние времена. По описанию вы должны назвать этот предмет и страну, из которой к нам пришел этот предмет

Слайд 8.

  1. Один путешественник рассказывал о том, как местные жители выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли.

( Сахар,  Индия).

  1. Белая «шерсть» на кустах.  (хлопок, Индия)

3.В  древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас, Китай)

4.То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (бумага, Китай)

5.Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. И заставляет ум работать.  (шахматы, Индия).

6.Вещество, которое в древности считалось лекарством, и его неохотно употребляли . Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался лекарством , любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай, Китай).

Слайд 9 «Установите последовательность» 

Слайд 10.Учащиеся в течение минуты должны  установить  правильную последовательность в предложенной на слайде теории о происхождении индийских каст.

Жрецы -брахманы, кшатрии-войны, вайшьи-земледельцы, общинники, шудры-слуги (1-C,2-D,3-B,4-A). Подведение итогов конкурса

Слайд 11 «Йога для глаз» – динамическая пауза

Слайд 12,13 «Задачкино»

Перед вами изображение  одной из прекраснейших женщин мира египетской царицы Нефертити. Ее имя стало нарицательным. Если хотят отметить красоту девушки, ее сравнивают с этой египетской правительницей. Жила Нефертити давно: в XIV веке до н. э. Подумайте, могла ли она встретиться с самым могущественным императором  древнего Китая Цинь Шихуан-ди? (Нет, не могла, их разделяют 11 веков)

Слайд 14,15 « Восстановите  мудрость »

Было бы не правильно не вспомнить восточную мудрость, перед вами слова, переставив, которые вы прочитаете фразу великого китайского мудреца Конфуция.
 1.другому себе того, не чего пожелаешь другому делай

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь

2.в ту несчастье  дверь, ему которую  входит открыли

Несчастье входит в ту дверь, которую ему открыли

3.где  богаче дворца, смеются, где хижина, скучают

Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают

Слайд 16,17. «Маска, я  вас знаю!»

1.Он  начинал свою карьеру в княжестве Лу, где был известен как мастер традиций и министр обрядов. Во всем руководствовался только принципами морали и справедливости и надеялся, что сможет положить конец вражде «борющихся царств» на своей родине. Дворцовые интриги не по душе этому человеку… Он оставляет не слишком честную жизнь при дворе и отправляется в странствия по любимой стране. Он разочарован во власти и чиновниках, но идеалы справедливости и нравственности все так же живут в нем. Он  по-прежнему уверен, что только следование строгим правилам поведения и вечным ценностям может спасти не только его страну, но и весь мир от раздоров и ссор.  (Конфуций)

  1. Рожден он был необыкновенно… из бока своей матери. Его тело украшено знаками, которые говорят о счастье, а мудрецы говорят о нем как о великом спасителе, который учредит новый закон жизни и смерти. Получил самое лучшее образование и превзошел всех в науках, искусствах и спортивных состязаниях. Он был очень чувствительным, смелым и сильным одновременно. Жил благополучно (даже слишком),  оберегаемый всеми и от всех проблем и неприятностей. Но, как гласит легенда, случайно увидел, что на свете есть страдания, которые не могут миновать никого, в том числе и его самого. Будучи натурой очень чувствительной, он задумался, как людям освободиться от страдания? На 29-м году жизни он покинул дворец, семью и отправился искать ответ… (Будда)
  2. Он родился примерно в 145 г. до н.э. Начал службу при дворе в качестве чина дворцовой охраны; позже получил доступ к императорским архивам. Он руководил работой по усовершенствованию календаря, результатом которой стал календарь “Тай чу ли”. В 99 г. до н.э. вступился за сдавшегося в плен гуннам военачальника Ли Лина, чем навлёк на себя гнев императора, был заключён в тюрьму. После освобождения занял должность главного секретаря государственной канцелярии. Произведением его жизни стал труд – “Ши цзи”, завершенный в 92 г. до н.э.  (Сыма Цянь)

 Слайд 18. «Правда-ложь»

Все учащиеся поднимаются и реагируют на звучащее утверждение хлопком, садятся те, кто принял ложь за истину. Получают исторические бонусы только те команды, которые остались в игре до конца

  1. Индуизм– религия древних индийцев
  2. Основой  государства в древнем Китае считался император  (семья)
  3. Китай далеко за его пределами известен своим  шелком
  4. Состояние, к  которому стремятся буддисты, называется нирваной
  5. Акупунктура –это лечение пиявками (иглоукалывание)
  6. Основой духовной жизни китайского народа был буддизм (конфуцианство)
  7. Нирвана-это… особое состояние свободы, покоя и блаженства
  8. «Сыном Неба» в Китае называли царя.
  9. Иное , духовное имя Сиддхартхи  Гаутамы – Шива (Будда)
  10. Великая Китайская стена была построена для защиты от гуннов
  11. Конфуций – древнекитайский философ и государственный деятель.
  12. Животноводство-главная отрасль  хозяйства древнего Китая ( сельское хозяйство)
  13. «Махабхарата» и «Рамаяна» -древние сказки Индии (эпосы)
  14. В Индии 4 касты.
  15. В Индии впервые открыли и объяснили «0» -знак для обозначения пустоты
  16. «Отцом китайской истории» называют Бань Гу ( Сыма Цянь)
  17. Чай стали пить впервые из фарфоровых чашек в Китае
  18. Бамбуковые дощечки использовали в качестве материала для письма в Китае
  19. «Законы Хаммурапи»- свод законов древней Индии. ( «Законы Ману»)
  20. Индийский календарь состоял из 360 дней
  21. Буддизм -самая древняя мировая религия
  22. Китайцы владели иероглифическим письмом

«Кто больше?»

«Брахманы»

  1. Религия древних индийцев ( индуизм)
  2. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
  3. Где впервые открыли и объяснили «0»? (в Индии)
  4. Иное , духовное имя  Сиддхартхи Гаутамы? (Будда)
  5. Вид китайской письменности ? ( иероглифическое )
  6. Основа государства в древнем Китае? (семья)
  7. Чем известен Китай далеко за его пределами? ( шелк)
  8. Свод законов древней Индии? ( «Законы Ману»)
  9. Состояние, к которому стремятся буддисты? (нирвана)
  10. Руководитель «восстания  краснобровых»? ( Фан Чун)

«Мудрецы»

1.Из скольких дней состоял индийский календарь?  (360)

2.Главные боги индуизма… ( Шива, Брахма,Вишна)

3.Главная отрасль  хозяйства древнего Китая? ( сельское хозяйство)

4.Великая Китайская стена была построена для защиты от… ( гуннов)

  1. «Отец китайской истории « ( Сыма Цянь)
    6.Назовите древние эпосы Индии? ( Махабхарата и Рамаяна)
    7.Акупунктура по-другому…(иглоукалывание).

8.Назовите весь материал, который использовали в Китае для письма ( бамбуковые дощечки, шелк, бумага)
9. Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).

  1. Древнекитайский философ и государственный деятель… (Конфуций).

«Просветленные»

      1.Цинь Шихуан означает…(«первый циньский император»).

2.Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).

  1. В Древней Индии писали на…. (на пальмовых листьях).

4.Основа духовной жизни китайского народа? (конфуцианство)
5.Прибор для фиксирования колебаний в земной коре, изобретен в древнем Китае… (сейсмограф)

  1. Без него нельзя отправляться в дальний путь. Он есть и на корабле, и у геолога, и у туриста.. (компас).

7.Письменность у китайцев возникла … (во 2 тыс до н.э)

8.Неприкасаемые в Индии … (не принадлежали ни к одной касте, должны были выполнять самую грязную работу)

9.Количество каст в Индии… (4)

10.Нирвана-это… (особое состояние свободы, покоя и блаженства)

Подсчитываются итоги игры по счетным листам….

Слайд 19,20. «Ты- мне, я -тебе»

А теперь покажите, как вы повторили и закрепили свои знания по истории Индии и Китая. С этой целью прорешаем тесты. Решение тестов. ( 3 варианта). Взаимопроверка теста по ключу.

Вариант1 Вариант2 Вариант3
Да-Нет Да-Нет Да-Нет
1. В Китае за преступление могли заживо сварить в котле 1 В Индии рис ели палочками 1 По жанру  «Махабхарата» и «Рамаяна» -эпосы
2 Будда – основатель религии буддизма 2 Китай стал единым государством в III в. до н. э 2 Индия находится в Южной Азии
3 Индийцы заимствовали цифры у арабов 3 Самые широкие и полноводные реки Индии Тигр и Евфрат 3 Жизнь брахмана делилась на три периода
4 Знатные и богатые люди были готовы платить золотом за шёлковые одежды 4.Китай называют «Поднебесной» 4.«Неприкасаемые» – самые мудрые и почитаемые в Индии
5 Корова считается священным животным в Китае 5 В Китае писали клинописью 5 Цинь Шихуан-ди – китайский мудрец
6. Соотнеси открытия и изобретения  к определенным странам

1 Хлопок А) Индия

Б) Китай

2 Порох
3 Йога
4 Чай
5 Фарфор
6 Соотнеси названия и термины к определенным странам

 

1 Янцзы А) Индия

Б) Китай

2 Ганг
3 Конфуций
4 Индостан
5 «Желтая река»
6 Соотнеси открытия и изобретения  к определенным странам

1 Сахар А) Индия

Б) Китай

2 Компас
3 Шахматы
4 Бумага
5 Сейсмограф
7. Из ступней ног бога Брахмы появились…..слуги 7. Изо рта  бога Брахмы появились….жрецы 7.Из рук  бога Брахмы появились… войны
8.Мировая религия, появившаяся в Индии… буддизм 8.Основатель Буддизма… Гаутана 8.Буддизм возник в …6-5вв до н.э
9. Назовите имя древнекитайского философа

а) Конфуций

б) Цинь Ши хуан-ди

в) бог Брахма   г) Будда

9. На чем писали в Древнем  Китае?

а) на пальмовых листьях       б) на глиняных табличках     в) на дощечках из бамбука г) на папирусе

 

9 .На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге       б) на пальмовых листьях     в) на дощечках из глины г) на бамбуке

10.Расшифруй

РМАНАЯА

10. Расшифруй

ИДНОСАТН

10. Расшифруй

ИСОТРЯИ

Слайд 21. Ключ

Вариант1 Вариант2 Вариант3
1.      Да 1.Нет 1.Да
2.Да 2.Да 2.Да
3.Нет 3.Нет 3.Да
4.Да 4.Да 4.Нет
5.Нет 5.Нет 5.Нет
6.А-1,3

    Б-2,4,5

6.А-2,4

   Б-1,3,5

6.А-1,3

    Б-2,4,5

7.слуги (шудры) 7.жрецы (брахманы) 7.войны(кшатрии)
8.буддизм 8. Гаутама 8.VI-Vвв до н.э
9. а 9. в 9. б
10. «Рамаяна» 10. Индостан 10. История

10- «5»

9-8- «4»

7-4- «3»

3-1-«2»

Слайд 22. Рефлексия

Учитель: Ребята, оцените наш урок. Прием « Большого пальца»

1.урок понравился

2.урок не вызвал положительных эмоций

3.урок не понравился

4.Подведение итогов.

Учитель: Наш урок подошел к концу, я попрошу до конца оформить оценочные листы команд, в каждом листе указан и член команды, выставьте коллективно каждому из участников группы за сегодняшний урок оценку

Слайд  23.

«Нам необходимо вглядываться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев

Скачать материал полностью