Программа военно-патриотического клуба «Беркут»
Абилкасымов Канат Маратович
Учитель НВТП
ГУ «Станционная средняя школа акимата Карабалыкского района» Костанайской области
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Николай Добролюбов
Одним из ключевых принципов государственной политики является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, стране.
Гражданственность – одно из основополагающих качеств личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого важного качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности к судьбам Отечества, как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества, особенно актуальная в периоды испытаний.
Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны. В ходе проведенного мониторинга среди отслуживших в Вооруженных силах РК было выявлено, что 45% респондентов столкнулось с серьезными проблемами военной службы и испытали большие трудности в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Это объясняется следующими причинами:
- слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу;
- отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности;
- низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы;
- отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;
- слабое физическое развитие.
Остановить эти негативные процессы может только возрождение казахстанского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию – неотложной общественной и педагогической задачей. Для реализации этих принципов необходимо четкое и верное представление о патриотизме. Прежде всего, под патриотизмом понимают любовь к Родине. Очень важно понимать, что нельзя заставить человека любить. Но можно и нужно создать условия, чтобы молодые граждане понимали, где они живут, дорожа тем, что они получили от своих родителей, дедов, прадедов и так далее.
Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РК, других войск, воинских формирований и органов.
Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного цикла. Но немаловажным звеном в патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Обеспечить эту целостность может только военно-патриотический клуб. В связи с этим на базе ГУ «Станционная СШ» акимата Карабалыкского района Костанайской области создан военно-патриотический клуб «Беркут», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Организация работы по патриотическому воспитанию подростков и молодежи не должна осуществляться автономно. Наибольший эффект проявится только при сотрудничестве и взаимодействии с другими организациями: администрацией села Станционный, Советом ветеранов села, Домом культуры и библиотекой, Карабалыкским районным музеем, молодежными общественными организациями района.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие морально-нравственные устои, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над личными, прививать уважение к культурному наследию своего народа; готовность к самопожертвованию на благо Отечества, приверженность национально – конфессиональным традициям.
Коллектив ВПК является носителем определенной системы ценностей, которая активно реализуется в конкретных мероприятиях культурно-исторической, социальной, духовно-нравственной направленности в соответствии с программой. Клуб позволяет реализовывать совместные проекты с другими детскими и молодежными организациями, принимать участие в разнообразных социальных программах, проводить мероприятия.
На практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевых направления деятельности:
- поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
- поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
- обеспечение условий для инициативного и многовариативного, организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).
При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в РК, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Эта программа отличается от других существующих программ тем, что она адаптирована именно к нашей школе, учитывает материальную базу школы и ее конкретные возможности. Она составлена с учетом мониторинга, требований и рекомендаций конкретных подростков, а также учитывает уже сложившиеся традиции школы.