Дистанционное обучение в дополнительном образовании, как альтернатива традиционным формам обучения

Кенжебаева Аида Хасановна

Заместитель директора по учебной работе

Максутова Перизат Аманкелдиевна

Заместитель директора по воспитательной работе

КГКП «Детская музыкальная школа №3» г.Караганда

 

Музыка способна оказывать известное воздействие

 на этическую сторону души;

и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно,

она должна быть включена

в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

Сможет ли онлайн обучение заменить живое общение с учителем?

После объявления режима самоизоляции и прекращения очных занятий перед педагогами дополнительного образования  встала задача – организовать и наладить дистанционное обучение, используя средства удаленной цифровой связи. Из-за форс-мажора для этого не было создано точных инструкций и единого инструментария, поэтому поначалу задача казалась достаточно сложной. Каждый педагог решал для себя сам, какие платформы и методы он будет использовать.

Конечно, дистанционное обучение – это новый формат, особенно для педагогов музыкальных школ. Но для молодого поколения быть онлайн – это норма. Это новая реальность, к которой надо привыкать  и уметь свободно пользоваться и учителям. Во время весенних каникул во всех школах проходила активная подготовка к переходу на дистанционное обучение. Педагоги ДМШ адаптировали программы и конкурсную деятельность под новый формат и старались сделать все для комфортного обучения учащихся. Переход на дистанционное обучение требует предварительной подготовки, но сейчас доступно большое количество качественного обучающего контента. На сегодняшний день возможности связанные с интернет технологиями имеют колоссальные размеры

-На занятии можно в онлайн режиме использовать иллюстрации, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры.

– Есть возможность записать урок в платформе, для того чтобы он был доступен для тех учащихся, которые хотят пересмотреть урок. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение индивидуальный подход – учащийся может посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном темпе.

В создавшихся условиях у дополнительного образования появился новый смысл. Для детей и их родителей занятия музыкой со своим педагогом, пусть даже в другом формате, позволяют отвлечься от тревоги и страхов, возвращают их в ритм привычного уклада жизни, показывают, что жизнь продолжается.

Дистанционное обучение ДМШ в большей степени проходило в формате онлайн уроков. С таким форматом обучения педагоги ДМШ столкнулись впервые и конечно, в ходе проведения занятий возникло очень много сложностей:

  1. При записи видеоролика зачастую музыка запаздывает, к примеру педагог на одном конце исполняет или включает музыку, а ученик на другом конце поздно слышит ее или вовсе не слышит некоторые моменты, что приводит к некачественной исполнению и записи.
  2. Дистанционное обучение совсем неприемлемо для 1 класса, куда приходят несмышленные еще в музыке дети, которым надо вживую все показать и обьяснить. Поэтому набор в 1 класс при дистанционном обучении наверно не стоит делать, т.к. обучение не даст должного результата.
  3. При проведении дистанционных уроков также было выявлено, что учащиеся плохо попадают в ноты, особенно вокалисты. Тогда как на реальных уроках, где дети вживую слышат музыку с настоящего фортепиано, а не с синтезатора таких проблем не возникало. И на расстоянии дети инструменталисты порой не могут найти клавишу с нужной нотой и не понимают обьяснения педагога.
  4. Одна из проблем выявленных при дистанционном обучении – это проблема страха перед камерой. Учащиеся привыкшие играть на сцене перед реальным зрителем почему то тушевались при игре на камеру, или с непривычки или данный формат работы не совсем подходит в работе с детьми. Особенно когда приходилось по несколько раз записывать одно и то же, для участия на дистанционных конкурсах. Учащиеся младших классов быстро утомлялись, а старшеклассники проявляли апатию, нежелание или даже неприятие перезаписывания. Тем не менее педагоги школы проводят, а дети участвуют в дистанционных конкурсах, к примеру на фортепианном отделении школы был проведен внутришкольный дистанционный конкурс «Сиқырлы пернелер», в настоящее время проводится городской дистанционный конкурс «Балдәурен» среди учащихся отделений казахских народных инструментов.

Таким образом, несмотря на все вышеназванные сложности педагоги и учащиеся во время дистанционного обучения  не только проводили учебные занятия, а также активно участвовали в воспитательных мероприятиях. При дистанционном обучении воспитательная работа проводилась в форме челленджей, онлайн классных часов,  трансляции видеороликов, отражающих дистанционную работу с учащимися как основного здания школы, так и филиалов школы. К примеру учащиеся активно участвовали в республиканской акции-челлендже «Біз біргеміз», где отразили свои уроки и досуг дома во время карантина. Так же учащиеся школы приняли участие в челлендже, посвященном 175-летию Абая, исполнив его стихи и произведения в домашних условиях. К 34-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС 27 апреля был опубликован видеоролик об одном из участников ликвидации последствий этой страшной аварии, отце одного из педагогов школы. К 1 мая был запущен очередной челлендж. К 7 мая – было снято видеопоздравление защитникам Отечества. К 9 мая – 75 годовщине Великой Победы был подготовлен и опубликован онлайн Бессмертный полк из фотографий дедушек и бабушек педагогов и учеников школы, ветеранов войны и тружеников тыла. По зожу тоже был снят видеоролик, где педагоги и учащиеся показали, что они и в домашних условиях не забывают заниматься физическими упражнениями под хорошую музыку. Далее планируется проведение онлайн книжной выставки библиотекарем школы и подготовка видеороликов ко дню защиты детей, Дню домбры и т.д.

Итак, дистанционное обучение является перспективным направлением, и его развитие в системе образования продолжается. Данный способ очень удобен для людей с ограниченными возможностями, находящихся в домашних условиях по причине болезни, не имеющих возможность покинуть место жительства или работы, и для тех, кто любит учиться, но не обладает достаточным количеством времени и денежных средств. Но все же на сегодняшний день оно не способно обеспечить полноценного образования именно для учащихся музыкальных школ, и в случае возможности выбора лучше отдать предпочтение традиционным формам обучения.

И мы надеемся, что дистанционное обучение в дополнительном образовании будет применяться только в экстренных случаях, по необходимости, иначе это может привести к уменьшению охвата детей таким нужным направлением, которое дает духовно-эстетическое воспитание и обогащение личности ребенка.