Музыкальный квест-игра «Волшебные звуки домбры»
Уткина Марина Викторовна
Музыкальный руководитель
Дошкольный образовательный центр №33 «Нұрсәт»
Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к музыке; формирование элементов творчества в пении; воспитание музыкального восприятия с использованием инновационных технологий.
Задачи:
Образовательные
Способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах. Расширение знаний о казахских народных музыкальных инструментах. Передавать в движениях смену частей музыки.
Развивающие
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать ловкость, ориентацию в пространстве, коммуникативные навыки при работе в команде. Развивать интерес к музыкальной, познавательной, поисковой деятельности.
Воспитательные
Накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой. Способствовать сближению и объединению детей, доставить им удовольствие. Прививать музыкальный вкус.
Методы-приемы: словесный, наглядный, показ, объяснение.
Копилка музыкальных терминов: домбра, композитор-кюйши, кюй, оркестр, ритм, музыкальная фраза, распевка.
Оборудование, наглядный материал: карта – путешествия, портрет композитора Құрманғазы, музыкальные инструменты, картинки с ритмическими рисунками, нотный стан, ноты, тюбитейка, слайдовый материал.
Дети входят в зал под спокойную музыку и встают в круг.
«Музыкалық сәлемдесу» «Музыкальное приветсвие»
1.Музыка жетекшісі: Достар бүгін біз біргеміз, біргеміз, біргеміз
Балалар: Ажырамас іргеміз, іргеміз!
Музыка жетекшісі: Күлімдейміз күндей біз, күндей біз, күндей біз.
Балалар: Бүршік атқан гүлдейміз, гүлдейміз!
Музыка жетекшісі: Қол ұстасып билейміз, билейміз,билейміз.
Балалар: Жалқаулықты білмейміз, білмейміз!
Музыка жетекшісі: Шапалақта алақан, алақан, алақан,
Балалар: Біз көңілді балақан, балақан!
2.Музыкальный руководитель: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались
Дети: Как здорово, что все мы здесь собрались!
Музыкальный руководитель: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!
Дети: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись!
Музыкальный руководитель: Все друзья собрались вместе, молодцы, молодцы!
Дети: Все друзья собрались вместе, молодцы!
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо от Птицы-Музыки. Давайте, скорей прочитаем его и вы все узнаете сами.
«Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам о старой домбре.
На ней звучало столько прекрасных мелодий, она наполняла счастьем и детей, и взрослых! Но вот уже несколько лет никто не перебирал её струн.
Домбра потеряло свой голос. И только команда отважных путешественников может ей помочь. Вы отправитесь в увлекательное путешествие, где постараетесь раздобыть потерянные мелодии и нотки волшебной домбры!
И кто знает – может быть, домбра порадует нас своим прекрасным звучанием?
Чтобы помочь вам, я отправляю в письме карту в надежде, что она вам поможет.
Очень надеюсь на вас!»
Птица-Музыки
Птица-Музыки: Шаг за шагом решите музыкальные задания. Внимательно слушай задания, т.к. перейти к следующему этапу, можно лишь выполнив предыдущий, за каждое выполненное задание вы получите нотку. Удачи!
Музыкальный руководитель: Ну, что ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие. Ну, тогда, не будем терять время, отправляемся в путь.
Дети под музыку выполняют музыкально-ритмические движения и попадают в Город композиторов.
Музыкальный руководитель: Ну вот, мы с вами оказались в Городе композиторов. Посмотрите – это портрет композитора Құрманғазы. Құрманғазы – великий казахский композитор, исполнитель кюев, домбрист, классик казахской инструментальной музыки. В народе Құрманғазы называют «отцом кюев». Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызғы – наполняли его душу своим очарованьем.
Кюй – жанр казахской инструментальной музыки.
Кюйши – называют исполнителя кюя.
Композитор-кюйши – называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи.
Сейчас мы послушаем кюй «Сары арка» в исполнении домбры, обратите внимание на звучание музыкального инструмента.
Исполняется кюй: «Сары арка»
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки?
Дети: Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»?
Дети: Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет кюй?
Дети: Домбра.
Дети из предложенных им картин должны выбрать и выложить:
композитора-музыкальный инструмент-содержание музыкального произведения-темп музыкального произведения.
Дети выполняют задание и получают нотку.
(садятся на ковер перед экраном)
Музыкальный руководитель достает из конверта ладошки.
Музыкальный руководитель: Это – жители Аула музыкальных Ритмов. Я кажется, догадалась! Чтобы они зазвучали, мы должны ладошками отстучать ритм. Будьте внимательны – ритм должен быть точным и четким. Чтобы здесь получить нотку для нашей волшебной домбры, Птица- Музыки предлагает вам самим составить ритм и прохлопать его.
Ритмическая игра: «Составь и простучи ритм»
Дети выполняют задание и получают нотку.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием. А теперь, давайте узнаем, какое следующее задание нам следует выполнить. Ну что, продолжим наше путешествие. Где же нам предстоит побывать сейчас? Мы отправляться на джайляу.
Исполняется казахский танец
Дети танцуют и получают нотку.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами оказались в музеи казахских народных музыкальных инструментов.
Модный фотограф готовил выставку своих работ в музеи «Казахских народных музыкальных инструментов». Помоги фотографу рассортировать фото по группам музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные.
Дети выполняют задание и получают нотку.
Дирежер всегда готов!
Больше дела – меньше слов!
В оркестре дружном и веселом
Занятных много мастеров!
Как только палочка взлетит –
Оркестр дружно зазвучит!
Музицирование: «Қамажай»
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и очутились в музыкальной юрте. Здесь живут весёлые нотки. Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?
Дети: Песенка.
Музыкальный руководитель: Здесь мы должны собрать все нотки и вернуть их волшебной домбре, чтобы она вновь зазвучала и радовала вас своими незабываемыми мелодиями.
Ребята, скажите, для чего нужны распевки?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Верно, для того чтобы укреплять и готовить голос к пению. Я предлагаю начать разминку нашего голоса.
Чудо-музыка,звучи,
Разбуди солнышка лучи,
Разбуди птичек и зверей,
Радуй музыка детей.
Распевка: «Чудо – музыка»
Музыкальный руководитель: А теперь исполним песенку «Балдырғандар әні» весело и задорно.
Исполняется песня: «Балдырғандар әні»
1.Біз Отанның бөбегі
Балбұл жанамыз.
Еркелеткен біздерді
Отан Анамыз.
Болашағын елімнің
Ойлар данамыз,
Ел сенімін ақтайтын
Батыр боламыз.
Қайырмасы: Ойна шаттан, шаттан алақай!
Гүлдей жайна, жайна балақай!
Әуелетіп қалықтап әнге саламыз
Мың бұралып дөңгелеп, билеп аламыз.
Біз бақытты балдырған оттай жанамыз
Туған жердің төсінде асыр саламыз.
2.Күлімдейді көкте күн
Нұрын шашқандай
Көк әлемді шарлаймыз
Жұлдызды аспандай.
Туған жерім кең далам
Алтын бесігім.
Қиял құсым қалықтап
Саған ұшқандай.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, хорошая песня может поднять настроение?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А что еще может поднять настроение?
Дети: Игра.
Музыкальный руководитель: В музыкальной юрте происходит много разных весёлых чудес, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в веселую игру «Тақия тастамақ».
Игра: «Тақия тастамақ»
Дети садятся, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.
Музыкальный руководитель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад.
Дети под музыку выполняют музыкально-ритмические движения и возвращаются в детский сад.
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись из нашего увлекательного путешествия, все нотки собрали, нам нужно скорей вернуть их на нотный стан, чтобы домбра вновь зазвучала.
Гость радуется песенному гулу
Не ведая ни грусти, ни хандры
У нас, дружок, не сыщешь ни аула,
Ни даже дома без …
Домбры.
Дети приносят ноты, выкладывают их на нотном стане, музыкальный руководитель начинает играть на домбре.
Птица-Музыки: (появляется на экране) Ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли вернуть волшебные звуки домбры, она вновь зазвучала как прежде своими незабываемыми, прекрасными мелодиями. Спасибо вам за помощь, ребята!
Музыкальный руководитель: А о каком музыкальном инструменте вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим. До новых встреч.
(Дети уходят)