Особенности работы специального педагога по социально-коммуникативному развитию в дошкольной организации

Жигайло Анастасия Викторовна

Тифлопедагог, учитель-логопед

ГККП «Ясли-сад № 2 акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костаная»

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве.

Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. 
Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач.

Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального.

Цели социально-коммуникативного развития в ДО:

•        оказание содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;

•        создание условий для взаимодействия малыша и других людей вне зависимости от возраста;

•        обеспечение базы для повышения уровня самостоятельности, касающейся саморегуляции, а также целенаправленности поступков;

•        накопление интеллектуального и чувственного содержания личности (развитие способности сопереживать, быть общительным, отзывчивым);

•        формирование навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе;

•        воспитание уважительного, трепетного отношения к семье, друзьям и Родине.

Для успешного формирования социально-коммуникативных навыков должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

– уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

– использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
– поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
– поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
– построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

– организацию предметно-пространственной среды;

– создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
– стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

– устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

– мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

– обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
– моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.

Многоступенчатый процесс социализации осуществляется при комбинации 4 групп приёмов: наглядных, словесных, игровых и практических.

Специальная коррекционная учебная деятельность тифлопедагога и учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков осуществляется по 2 основным направлениям:

– социально-бытовая ориентировка;

– развитие диалогической речи.

И вновь мы приходим к тому, что процесс создания условий для развития социально-коммуникативных навыков должен происходить только на базе игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. 
Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Играстимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции. 

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. 

Какие коммуникативные способности и качества могут сформировать у детей игры, используемые в логопедической коррекции?
– умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
– позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
– умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. 

– умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. 

– умение взаимодействовать и сотрудничать. 

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения.

Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна.

Коррекционная работа над развитием социально-коммуникативных навыков предусматривает адаптацию известных эффективных методов и форм работы к условиям инклюзивной образовательной среды.

Специальная коррекционная учебная деятельность – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой.

В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.

Регулярно в различных видах учебной и коррекционной деятельности осуществляется обогащение социального опыта детей дошкольного возраста и их коммуникативное развитие.

В заключении важно отметить, что реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих основных позициях:

1  дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно, социализация осуществляется за счет непосредственного участия в ней семьи, общественных организаций;

2 дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании;

4 дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т.е. быть членом своего коллектива.

Скачать авторскую работу