Важность практической подготовки специалистов в условиях модульно-дуального обучения
Рымжанова Гульжазира Мамыровна
Преподаватель специальных дисциплин
«Колледж индустрии питания и сервиса», город Шымкент
В мае прошлого года в ходе совещания по вопросам труда и занятости президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству держать на постоянном контроле вопрос качества и востребованности професионально-технического образования. В частности развитие профессионально-технического образования – одна из статегических целей Казахстана и направлена на повышение качества профессиональной подготовки специалистов с ориентацией на потребности рынка труда. При этом его значимость и успешность, безусловно, определяется наличием практики, что в большей мере определяется дуальным образованием, когда часть обучения студент проходит непосредственно на производстве.
Дуальная система обучения – это одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Колледж индустрии питания и сервиса города Шымкент является одним из первых образовательных учреждений в стране, который работает по принципу дуального обучения с 2014 года. На сегодняшний день дуальное обучение обеспечивает высокие показатели трудоустройства молодых людей, так как 60 % общей учебы студентов связано именно с производством.
Коллектив колледжа всегда стремится к развитию, идет в ногу со временем, чтобы совершенствовать и развивать навыки мастерства у своих студентов. Таким образом, в 2018 году в колледже индустрии питания и сервиса был создан Центр карьерного роста и трудоустройства. Центр является ресурсом для всех студентов, которые ищут информацию при выборе специальности, разработке плана карьеры, поиска места практики или работы, и занимается изучением возможностей выпускников колледжа, способствуя в переходе от обучения к карьере.
Задачей Центра Карьеры является поощрение превосходства студентов в области развития карьеры, подготовки и профессиональных возможностей путем предоставления комплексных услуг, что приводит к успешному результату, посредством развития прочных партнерских отношений с родителями, студентами, выпускниками, работодателями, центром Занятости населения, а также сообществом колледжа.
Центр карьеры ГККП «Колледж индустрии питания и сервиса» предоставляет несколько услуг:
− взаимодействие с социальными партнерами в сфере трудоустройства;
− проведение мониторинга востребованности выпускников;
− проведение, сбор и анализ информации о трудоустройстве выпускников;
− проведение мероприятий по повышению эффективности трудоустройства;
− установление и укрепление контактов с работодателями.
Одним из условий качественной подготовки специалистов является не просто взаимодействие, а тесное сотрудничество учебного заведения с работодателями и Центром занятости населения. Итогом взаимодействия колледжа с социальными партнерами является согласованное определение потребности регионального рынка труда, организация учебной и производственной практики студентов, создание работодателями-партнерами системы оценки качества профессионального образования и, наконец, успешное трудоустройство выпускников колледжа.
Дуальное обучение предусматривает не менее 60% практики и 40% теории при реализации программы обучения. Но практическую составляющую можно довести и до 80%, если студенты обучаются после 11 класса в рамках академической самостоятельности, при согласовании с работодателями, так как все образовательные программы обязательно согласовываются с компаниями-партнерами, где студенты в дальнейшем и будут получать практические навыки. Эти компании к тому же вносят свои предложения в учебный процесс, что позволяет преподавателям быть в курсе последних технологических изменений в стране и мире.
Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам, представляющим взаимный интерес. Колледж заинтересован в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами, так как стратегическая цель в организации системы социального партнерства – формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. А социальные партнеры занитересованы в квалифицированных рабочих кадрах.
Известные предприятия города, такие как ТОО «Мадлен», ТОО «Ладушки», ТОО «Фиркан», ЖКШ «Баян- сулу», ЖК «CHESTER», ресторан «WOK WOK family», ЖК «Азизова» рестораный комплекс «Grand Prada» и другие являются многолетними социальными партнерами колледжа в области подготовки высококвалифицированных специалистов, все технологические линии на указанных предпритиях оснащены новейшим оборудованием. Руководители предприятий принимают участие в разработке программ учебной и производственной практики, выступают в качестве экспертов при проведении демонстрационных экзаменов по требованиям WorldSkills Kazakhstan и государственной итоговой аттестации, предоставляют места для прохождения стажировок мастерам производственного обучения и преподавателям профессионального цикла, оказывают содействие в трудоустройстве выпускников колледжа.
Результат мониторинга трудоустройства выпускников колледжа показал, что социальные партнеры готовы активно принимать участие в дуальном обучении и предоставить выпусникам колледжа рабочие места. Результаты работы доказывают свою эффективность, более 75% студентов трудоустроены на предприятиях, где проходили практику.
Понимая всю сложность проблем, с которыми сталкивается молодежь, и важность ее поддержки, государство создает необходимые правовые условия. Идея заключается в представлении широкого спектра мнений по выбранной теме с различных точек зрения, для обсуждения непонятных и спорных моментов, связанных с поставленной проблемой, с выработкой актуального решения, способствующего развитию у студентов навыков самостоятельного решения насущных вопросов в различных сферах и видах деятельности на основе применения социального опыта.
Совместными усилиями государства, молодежи и бизнеса, заинтересованного в динамичном развитии, инициативные и напористые молодые специалисты всегда смогут найти свою нишу и закрепиться на рабочем месте.
Но надо понимать, что важным является не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и, прежде всего, обеспечение качества профессионального и технического образования, соответствующего современным и перспективным требованиям повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.
Сегодня дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства. Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для молодых людей дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В заключении хочу подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.