Аудит. Контроль качества работы аудитора

Аубакир Л.В.

КарГТУ

Тема 7 Контроль качества работы аудитора

       1 Организация труда аудиторов  в аудиторских фирмах, контроль качества работы аудиторской организации, контроль качества работы при проведении аудита.

2 Аудиторская документация  и их виды.

3 Роль и значение рабочих документов аудитора.

4 Внешний и внутренний контроль.

 

Содержание лекции:

  1. Организация труда аудиторов в аудиторских фирмах.

В соответствии с Международным стандартом аудита 220 «Контроль качества  аудиторской работы» профессиональные сотрудники аудиторской фирмы с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории:

– аудитор;

– персонал;

– ассистенты аудитора.

Аудитор – лицо, несущее окончательную ответственность за аудит.

Персонал – все партнёры и профессиональный штат сотрудников, привлечённые к аудиторской деятельности фирмы.

Ассистенты аудитора – сотрудники, привлечённые к проведению аудита и не являющиеся аудиторами.

В современной литературе часто встречается деление на категории с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита:

– руководители аудиторских фирм;

– руководители аудиторских проверок;

– старшие аудиторы (руководители аудиторских групп);

– рядовые участники аудиторских проверок.

Аудиторские фирмы могут самостоятельно устанавливать другую любую структуру управления, но при этом должно учитывать, что такая структура будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов.

Аудиторская фирма должна иметь хорошее информационное обеспечение, включающее информационно-справочные системы, поэтому в штат её должны быть включены соответствующие специалисты. Штат аудиторских фирм включает также работников бухгалтерии, отдела методологии аудита, вспомогательный персонал (водителей, уборщиц).

Контроль качества работы аудиторской организации.

В каждой аудиторской фирме необходимо создавать и поддерживать внутрифирменную систему контроля качества работы, для того чтобы проводимые ею аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Система контроля качества работы аудиторской фирмы включает в себя:

– соблюдение всеми сотрудниками аудиторской фирмы требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

– укомплектование аудиторской фирмы профессиональными сотрудниками, которые обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения ими своих обязанностей;

– поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенности этих заданий;

– выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих  указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

– получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской фирмы, так и вне её;

– разработку и применение в аудиторских фирмах на постоянной основе процедуры подбора  и отклонения клиентов;

– осуществление мероприятий по регулярным проверкам надёжности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

– принятие  необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской фирмы в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Строгое соблюдение организационно-этических аудиторских принципов в свою очередь обеспечивается тем, что руководство аудиторской фирмы, прежде чем поручить аудитору проверку конкретного клиента, проводит проверку того, не является ли данный аудитор по отношению к клиенту учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом, несущим ответственность за соблюдение финансовой отчётности.

Выполнение таких условий является делом трудоёмким, и его успех во многом зависит от доброй воли самого аудитора.

Контроль качества работы при проведении аудита.

Текущий контроль работы исполнителей состоит из руководящих указаний и проверки выполненных работы. Сотрудники аудиторской фирмы, осуществляющие текущий контроль, должны выполнять соответствующие функции в ходе аудита:

  • проверить, имеют ли исполнителя достаточный объём знаний, умения и навыки для осуществления порученной им работы;
  • проверить, усвоили ли исполнители поставленные перед ними цели;
  • выяснить, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;
  • выявлять существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учётом и аудитом, встречающиеся в ходе аудиторской проверки, давать им оценку и вносить в связи с этим в пределах всех их полномочий корректировки в общий план аудита и программу аудита;
  • принимать в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действия аудитора не представляется возможным.

Проверку результатов выполненной работы необходимо осуществлять, с одной стороны, в отношении каждого исполнителя, с другой стороны, сотрудниками, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют.

  • Рабочие документы аудитора.

Аудиторская документация служит доказательством проделанной работы и может использоваться в разрешении конфликтных ситуаций, но главное – она помогает упорядочить процесс аудита, вести его по разработанной для аудиторской фирмы схеме.

Сведения, которые содержатся в рабочих документах могут использоваться аудиторской фирмой в дальнейшей работе с той фирмой-клиентом, в процессе проверки которой они были созданы, а также в работе с другими клиентами, у которых встречаются  аналогичные ситуации, в ходе обучения молодых аудиторов.

К рабочей документации аудита относятся:

  • информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры;
  • извлечения или копии учредительных документов организации, а также её иных важных для проверки юридических документов;
  • описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учёта организации;
  • планы и программы проведения аудита;
  • описание применённых аудиторских процедур и их результатов;
  • объяснения, пояснения, заявления организации;
  • второй экземпляр письменной информации аудитора руководству организации по проведению аудита.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, носят конфиденциальный характер.

Рабочая документация должна создаваться своевременно, её оформление должно быть завершено к моменту представления аудиторского отчёта. Создавать её необходимо на любых носителях, которые смогут обеспечить сохранность сведений, содержащихся в ней, на период, установленный для её хранения в архиве аудиторской фирмы.

Каждый документ должен иметь идентификационный номер, который устанавливается и присваивается аудиторской фирмой.

Примерный состав реквизитов рабочей документации:

– наименование документа;

– наименование аудируемой организации;

– период, за который проводится аудит;

– дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

– содержание документа;

– личная подпись лица, создавшего документ, и её расшифровка;

Рабочие документы ведутся аудиторскими фирмами по каждому клиенту.

Документы должны храниться в архиве аудиторской фирмы не менее 5 лет.

4.Внешний и внутренний контроль.

Взаимоотношения внутреннего и внешнего аудита.

Внутренний аудит представляет собой деятельность по оценке деятельности организации, осуществляемая внутри организации в качестве ее службы или структурного подраз­деления. В соответствии с МСА 610 «Рассмотрение работы службы внутреннего аудита» внешний аудитор должен рассмотреть деятельность службы внутреннего аудита и влияние результатов ее работы на аудиторские процедуры, проводимые внешним аудитором. МСА 610 не рассматривает ситуации, в которых служба внутреннего аудита оказывают помощь внешнему аудитору при выполнении им аудиторских процедур.

Результаты работы внутреннего аудитора могут быть по­лезны для внешнего аудитора, несмотря на то, что внешний аудитор ответственен за выраженное мнение и определение характера, срока и объема внешних аудиторских процедур.

Масштаб и задачи внутреннего аудита зависят от вели­чины, структуры и требований руководства организации. В компетенцию внутреннего аудита, как правило, входят сле­дующие функции:

а) обзор контрольной среды, мониторинг контроля, ре­комендации по совершенствованию внутреннего кон­троля организации;

б) проверка финансовой и операционной информации, детальные проверки по отдельным статьям и классам операций организации;

в) рассмотрение эффективности мер, направленных на экономию средств, их рациональное использование, сохранность имущества организации;

г) контроль выполнения требований руководства орга­низации, соответствие деятельности нормативам и за­конодательству.

Способы и методы работы внешнего аудитора и внутрен­него аудитора во многом схожи, поэтому некоторые аспекты внутреннего аудита бывают применимыми при проведении внешних аудиторских процедур.

Служба внутреннего аудита, как часть организации, не может иметь независимости, требуемой от внешнего ауди­тора.

Внешний аудитор должен иметь понимание внутренней аудиторской работы, достаточное для оценки рисков сущест­венных искажений финансовой отчетности. Аудитор выпол­няет оценку деятельности службы внутреннего аудита, если ее работа имеет значение в оценке рисков.

Внешний аудитор документирует оценки и выводы по результатам работы службы внутреннего аудита и содержа­ние аудиторских процедур, проведенных по рассмотрению деятельности службы внутреннего аудита организации.

Практические аспекты сопоставления внутрен­него и внешнего аудита

Отличия внутреннего аудита от внешнего заключаются в том, что внутренний аудит создается в организации по инициативе его руководства. Необходимость во внутреннем аудите возникает в связи с тем, что высшее руководство не зани­мается контролем повседневной деятельности организации. Возникает потребность в информации об этой деятельности, собираемой на более низких уровнях, для подтверждения до­стоверности отчетов менеджеров.

Например, в соответствии со ст. 61 Закона РК «Об ак­ционерных обществах» для осуществления контроля за фи­нансово-хозяйственной деятельностью общества может быть образована служба внутреннего аудита общества, состоящая не менее чем из трех членов. Служба внутреннего аудита не­посредственно подчиняется совету директоров общества, а работники этой службы не могут быть избраны в состав со­вета директоров и исполнительного органа. Для народных акционерных обществ создание службы внутреннего аудита обязательно.

Внешний аудитор должен оценить функцию внутреннего аудита и документально оформить свою оценку и заключения в использовании работы внутреннего аудитора. Внешний ау­дитор должен рассмотреть план работы внутреннего аудито­ра и иметь доступ к внутренней аудиторской документации.

Если внешний аудитор использует результаты внутрен­него аудита, он должен рассмотреть рабочие бумаги внут­реннего аудитора. Внешний аудитор должен документально оформить свои заключения по работе внутреннего аудитора, что предполагает проверку самой внутренней аудиторской деятельности.

Несмотря на разные цели внутреннего и внешнего аудита средства достижения цели схожи, а результаты внутреннего аудита могут быть использованы в работе внешнего аудитора.

Функции внутреннего контроля

Система внутреннего контроля, включая финансовый контроль, служит реализации следующих задач:

– обеспечивать эффективную деятельность организа­ции;

– служить основой стратегии организации;

– обеспечивать сохранность активов организации;

– содействовать своевременному и полному отражению операций в учете.

Система внутреннего контроля направлена не только на пресечение несанкционированного оттока средств или непро­изводительных потерь, но и на обеспечение достоверности финансовой отчетности. Аудит предварительно изучает сте­пень влияния состояния внутреннего контроля на реальность и достоверность показателей балансовых счетов, отчетности о прибылях и убытках.

Процедуры внутреннего контроля организации основы­ваются на защитных принципах бухгалтерского учета, в том числе двойной записи, балансовом обобщении, контрольной, аналитической и других функциях. Наряду с этим широкого применения требует физическая проверка или инвентариза­ция, представляющая собой осмотр и подсчет материальных активов в виде производственных запасов, денежных средств, товаров, основных средств, инвентаря.

Существуют ограничения эффективности внутреннего контроля, заключающиеся в том, что:

– никто не может дать гарантию в отсутствии у сотруд­ников организации корыстных мотивов;

– администрация часто игнорирует порядок контроля, который сама же и установила;

– независимо от наличия квалифицированных и заслу­живающих доверие кадров, не исключено воздействие на них как внутри организации, так и вне пределов
данной организации;

– не исключается игнорирование разделения контроля по видам, как правило, должностными лицами орга­низации;

– не исключается возможность ошибок и неточностей в записях, вычислениях, осуществленными лицами, непонимающими задач учета, либо

в результате других обстоятельств.

Эффективность внутреннего контроля выражается в соб­людении точности, своевременности, полноты и обоснован­ности учетных записей, служащие источником информации для аудитора.

Существующие ограничения эффективности внутренне­го контроля аудитор не может использовать его как единс­твенный источник информации.

Если система внутреннего контроля дает положительные результаты – это дает аудитору возможность сократить коли­чество и объемы других процедур.

Список рекомендуемой литературы (4,8,9,10, 11)

 

Задания для СРС:

  • Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудитора.

 

Список рекомендуемой литературы (4,8,9,10, 11)