Теоретические аспекты инновационной деятельности вуза
Сулейменов Канат Елюбаевич
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия»
Научный руководитель д. пед. наук, профессор Е.В. Лопанова
В современных условиях вузам для эффективной подготовки конкурентоспособных специалистов новой формации приходится искать новые пути своего развития, к которым относится инновационная деятельность. Значимость вуза определяется уровнем развития научных и инновационных структур, способностью к коммерциализации научно-технических идей и разработок, степенью влияния образовательного учреждения на инновационную экономику региона и страны в целом.
Инновационная деятельность вуза основывается на постоянном взаимодействии образования и науки с использованием полученных результатов в социально-экономическом развитии экономики региона и страны в целом. Инновация – это комплексный подход создания, распространения и использование новшеств для удовлетворения общественных потребностей и обеспечивающий в итоге совокупность экономических, социальных, научно-технических, экологических и других эффектов.
В современной литературе понятия «инновационная деятельность вуза», «инновационный вуз» являются предметом активного научного исследования многих авторов, однако определения данной категории имеют многозначное понимание, и рассматриваются авторами с различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них.
П.В. Ефремова считает, что для того, чтобы вуз можно было назвать инновационным, необходимо наличие комплекса условий (организационных, методических, ресурсных), обеспечивающих:
– генерацию идей, проведение функциональных и поисковых исследований, получение патентов;
– организационное обеспечение прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии;
– производство инновационной продукции, проведение маркетинговых исследований, передачу готовой продукции на рынок, обеспечение диффузии нововведений (инноваций) [4, с. 25].
По мнению Г. А. Маховиковой [6, с. 17-18], инновационный вуз – это высшее учебное заведение и научное сообщество, которое:
– реализует на практике единство учебного, научного и инновационного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технологической базы составляющих его структур и реализацией полного инновационного цикла;
– аккумулирует, генерирует и транслирует новые знания для подготовки высокопрофессиональных специалистов, превращения новых технологий в готовый коммерческий продукт;
– удовлетворяет потребности заинтересованных сторон в инновационных продуктах и услугах, основанных на современных знаниях, технологиях, компетенциях;
– развивает инновационную инфраструктуру территории;
– влияет на развитие не только образования и науки, но также на экономику и социальную сферу.
В.В. Горшков [2, с. 16] под «инновационной деятельностью вуза» понимают многомерную деятельность, направленную на создание инновационных продуктов, технологий и услуг, обучение инновациям и воспроизводство инновационных кадров.
Г.С. Гамидов считает [1, с. 7], что инновационная деятельность вуза должна быть направлена: на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие новых источников финансирования вузов; совершенствование трудовых мотиваций; повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава; создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности.
Е.В. Кондратьева, рассматривая проблему управления инновационным развитием образовательного комплекса [5], под инновационным развитием вуза предлагает понимать «инновационный процесс от новой идеи до ее реализации в образовательном продукте, услуге или технологии, а также дальнейшее распространение нововведения для повышения качества образования и усиления конкурентоспособности образовательного комплекса и национальной экономики в целом».
Таким образом, некоторые авторы под инновационной деятельностью вуза понимают деятельность, направленную на повышение качества образовательной деятельности за счет использования инновационных подходов, методов обучения, программ, подготовку инновационных кадров, а также со-здание инновационных товаров и услуг.
Другие авторы с инновационной деятельностью вуза отождествляют предпринимательскую деятельность вуза, направленную на коммерциализацию полученных в вузе знаний, идей и технологий.
В. В. Пиличев [8], занимавшийся формированием понятийно-категориального аппарата в области управления инновационной деятельностью, дает следующее определение: инновационная деятельность вуза − деятельность, направленная на создание инновационных продуктов путем реализации всех этапов инновационного цикла, которая направлена на решение таких задач как:
– оценка инновационного потенциала результатов фундаментальных и поисковых исследований подразделений вуза;
– фиксация прав на результаты научно-исследовательской деятельности;
– ведение баз данных и информационной поддержки инновационной деятельности вуза;
– коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности вуза;
– повышение квалификации кадров, вовлеченных в инновационную деятельность, тренинга менеджеров инновационных проектов.
развитие инновационной деятельности вуза регулируется государственной и региональной нормативно-правовой базой и определяется путем реализации инновационной политики региона, а также зависит от территориальной дифференциации, направлений развития образовательной деятельности, а также различных подходов к организации управления инновационной деятельностью, уровня государственных дотаций и др.
Таким образом, инновационную деятельность вуза следует трактовать как деятельность, направленную на:
– создание и коммерциализацию на рынке идей, технологий, услуг, видов продукции, с целью улучшения социального-экономического развития региона и страны в целом.
– подготовку высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в рыночных условиях инновационной экономики;
– разработку, внедрение и использование в образовательной деятельности инновационных методов, подходов, технологий обучения.
Основными задачами инновационного вуза является использование образовательной, научной и инновационной деятельности в подготовке специалистов нового поколения, а также коммерциализация полученных знаний и научных исследований с целью улучшения социально-экономического развития региона и страны в целом.
Список литературы
1.Гамидов, Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов, Н.О. Османов. – СПб.: Политехника, 2021. – 300 с.
2.Горшков, В.В. Инновационные риски: лекция по специальности 06.04.001 Финансы и кредит / В.В. Горшков, Е.А. Кретова. – СПб.: ГИЭА,2019. – 63 с.
3.Гребенюк, И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России: монография / И.И. Гребенюк, Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Федоров О.В. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2019. -464 с.
4.Ефремова, П.В. К вопросу оценки инновационной деятельности вуза: мировой и отечественный опыт формирования системы показателей / П.В. Ефремова, И.М. Романова // Инновации. – 2019. – №2. – С. 22-27.
5.Кондратьева, Е.В. Национальные инновационные системы: теоретические концепции: [Электронный ресурс] / Е.В. Кондратьева. – Режим доступа: URL: http: //www. schumpeter.ru.
6.Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент / Г. А. Маховикова, Н. Ф. Ефимова. – М.: Эксмо, 2022. – 208 с.
7.Непомнящий, А.В. Инновационное образование: достижения и перспективы/ А.В. Непомнящий, В.И. Писаренко // Высшее образование сегодня. – 2019. – №7.- С. 14-19.
8.Пиличев, В.В. Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях. – Екатеринбург, 2021. – 175 с.