Основы организации учета в торговле
Суворина В.М.
КарГТУ
Тема 1. Основы организации учета в торговле
План лекции:
- Общие понятия торговой деятельности.
- Субъекты оптовой и розничной торговли.
- Задачи бухгалтерского учета в торговле.
- Факторы, оказывающие влияние на организацию бухгалтерского учета.
- Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности в РК.
- Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
Торговлю можно условно разделить на следующие виды:
Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.
Внутренняя торговля – предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из видов торговли можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве для производственного потребления или продающим их затем в розницу. Она осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.
Розничная торговля – это торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.
В зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей, наличия торгового помещения, оборудования различают следующие виды розничной торговли:
- торговля через стационарную торговую сеть;
- торговля через передвижную (развозную и разносную) торговую сеть;
- торговля пересылкой заказанных товаров.
Сводная классификация объектов розничной торговой сети представлена в таблице .
Классификация объектов розничной торговой сети
Объекты
розничной торговли |
Стационарные объекты
розничной торговли:
|
– магазины;
– павильоны, имеющие торговый зал; – палатки; – киоски; – павильоны; – торговые автоматы |
|
|
|
||
|
Передвижные объекты розничной торговли: | – тележки;
– автолавки: – фургоны; – лотки; – корзины; – и т.п. |
Существуют и другие формы торговой деятельности:
- продажа по договору мены (на бартерной основе). Под бартерной сделкой понимается обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами). Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены;
договор комиссии – означает, что одна сторона – комиссионер обязуется по поручению другой стороны – комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д.
- Оптовая торговля представляет собой продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям, как для дальнейшего их использования, так и для перепродажи.
Под организациями (субъектами) оптовой торговли понимаются:
– юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, для которых торговая деятельность является основной;
– юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной.
Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой для последующей перепродажи или потребления. Как правило, продажа в этом случае осуществляется по договору купли-продажи или поставки, при этом продается товар, приобретенный организацией в собственность. На практике торговые организации считают, что оптовая торговля предполагает продажу партии товаров, в связи, с чем ошибочно включают в розничный товарооборот продажу другой организации одной единицы товара, например компьютера или холодильника. Однако нормативными документами не определен обязательный минимальный размер партии, подлежащей продаже, следовательно, оптом может быть продана и одна единица товара. Главное, на что следует обращать внимание, – это цель приобретения товара, поскольку если покупателем является юридическое лицо, то товар приобретается им для использования в предпринимательской деятельности (последующей перепродажи либо для использования в процессе производства или управления).
Розничная торговля представляет собой, прежде всего продажу товаров населению за наличный расчет, а также продажу продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения. К розничной торговле относится также продажа товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям за наличный расчет. Под предприятием розничной торговли понимаются организации, осуществляющие розничную продажу товаров, независимо от того, является она для них основной деятельностью или нет.
- Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются:контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:
- проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
- контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
- контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов);
- учет расходования фонда заработной платы;
- выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения, покрывающиеся за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
- контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.
Указанные задачи бухгалтерского учета решаются как на предприятиях оптовой и розничной торговли, так и на предприятиях общественного питания и заготовительных предприятиях.
- Факторы, оказывающие влияние на организацию бухгалтерского учета:
- вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции (внутренний или внешний);
- форма выхода на товарный рынок – прямая (продавец или покупатель) или опосредствованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);
- право собственности на товар – собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);
- содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок, передача в залог);
- вид товарооборота (оптовый или розничный);
- договорные условия;
- налогообложение.
Бухгалтерский учет в оптовой торговле включает в себя:
- Учет поступления товаров;
2.Учет реализации товаров:
- товары со скидкой;
- по договору мены;
- через посредника;
- по договору с привязкой к валютному эквиваленту или условным денежным единицам.
- Учет тары;
- Инвентаризация в организации торговли;
- Учет товарных потерь;
- Учет возврата товаров;
- Другие операции.
Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя:
- Учет поступления товаров:
- учет товаров по покупным ценам;
- учет товаров по продажным ценам.
2.Учет реализации товаров:
- расчет валовой прибыли в розничной торговой организации;
- реализация товаров в кредит;
- использование платежных карт.
- Учет товарных потерь;
- Учет возврата товаров;
- Другие операции.
Специфика бухгалтерского учета на предприятиях оптовой и розничной торговли обусловлена особенностями “технологического процесса”, который в основе своей представлен процессом реализации.
С процессом реализации неизменно связаны такие понятия как:
- выручка от реализации – денежные средства, полученные от продажи товаров;
- торговая наценка (надбавка) – это наценка, устанавливаемая к цене товара, для покрытия расходов торговых предприятий и получения доходов от операций по реализации;
– цена закупки – это свободная отпускная цена с добавлением оптовой надбавки и расходов, связанных с закупкой товара.
Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия торговли и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Выручка от реализации товаров определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – попоступлении средств за товары на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
- В соответствии с Постановлением Правительства РК в Республике Казахстан отдельные виды торговой деятельности осуществляются предприятиями на основании лицензий, которые являются официальными документами, разрешающими осуществление указанного в них вида деятельности в течение установленного срока, а также определяют условия ее осуществления. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. По заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, последняя может выдаваться па срок до трех лет.
Данное Постановление утверждает также и перечень товаров, торговля которыми требует лицензии. В настоящее время к ним относятся: – алкогольные напитки (включая пиво), табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомашины и т.д.
Торговая деятельность в РК регулируется действующим законодательством, постановлениями Правительства РК, исполнительными органами РК, а также многими специальными правилами.
Основная литература [1-13]
Дополнительная литература [1-9]
Контрольные задания для СРС
1.Субъекты оптовой и розничной торговли.
- Задачи бухгалтерского учета в торговле.
- Факторы, оказывающие влияние на организацию бухгалтерского учета.
4 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности в РК.