Основы организации учета в торговле

Суворина В.М.

КарГТУ

Тема 1. Основы организации учета в торговле

План лекции:

  1. Общие понятия торговой деятельности.
  2. Субъекты оптовой и розничной торговли.
  3. Задачи бухгалтерского учета в торговле.
  4. Факторы, оказывающие влияние на организацию бухгалтерского учета.
  5. Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности в РК.

 

  1. Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

Торговлю можно условно разделить на следующие виды:

Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.

Внутренняя торговля – предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из видов торговли можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.

Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве  для производственного потребления или продающим их затем в розницу. Она осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.

Розничная торговля – это торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.

В зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей, наличия торгового помещения, оборудования различают следующие виды розничной торговли:

  • торговля через стационарную торговую сеть;
  • торговля через передвижную (развозную и разносную) торговую сеть;
  • торговля пересылкой заказанных товаров.

Сводная классификация объектов розничной торговой сети представлена в таблице .

 

 

 

Классификация объектов розничной торговой сети

 

Объекты

розничной

торговли

Стационарные   объекты

розничной торговли:

 

– магазины;

– павильоны, имеющие   торговый зал;

– палатки;

– киоски;

– павильоны;

– торговые автоматы

 

 

 

 

 

 

Передвижные объекты розничной торговли: – тележки;

– автолавки:

– фургоны;

– лотки;

– корзины;

– и т.п.

 

Существуют и другие формы торговой деятельности:

  • продажа по договору мены (на бартерной основе). Под бартерной сделкой понимается обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами). Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены;

договор комиссии – означает, что одна сторона – комиссионер обязуется по поручению другой стороны – комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и  бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д.

  1. Оптовая торговля представляет собой продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям, как для дальнейшего их использования, так и для перепродажи.

Под организациями (субъектами) оптовой торговли понимаются:

–    юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, для которых торговая деятельность является основной;

–    юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой для последующей перепродажи или потребления. Как правило, продажа в этом случае осуществляется по договору купли-продажи или поставки, при этом продается товар, приобретенный организацией в собственность. На практике торговые организации считают, что оптовая торговля предполагает продажу партии товаров, в связи, с чем ошибочно включают в розничный товарооборот продажу другой организации одной единицы товара, например компьютера или холодильника. Однако нормативными документами не определен обязательный минимальный размер партии, подлежащей продаже, следовательно, оптом может быть продана и одна единица товара. Главное, на что следует обращать внимание, – это цель приобретения товара, поскольку если покупателем является юридическое лицо, то товар приобретается им для использования в предпринимательской деятельности (последующей перепродажи либо для использования в процессе производства или управления).

Розничная торговля представляет собой, прежде всего продажу товаров населению за наличный расчет, а также продажу продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения. К розничной торговле относится также продажа товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям за наличный расчет. Под предприятием розничной торговли понимаются организации, осуществляющие розничную продажу товаров, независимо от того, является она для них основной деятельностью или нет.

  1. Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются:контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

  • проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  • контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  • контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов);
  • учет расходования фонда заработной платы;
  • выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения, покрывающиеся за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
  • контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Указанные задачи бухгалтерского учета решаются как на предприятиях оптовой и розничной торговли, так и на предприятиях общественного питания и заготовительных предприятиях.

  1. Факторы, оказывающие влияние на организацию  бухгалтерского учета:
  • вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции (внутренний или внешний);
  • форма выхода на товарный рынок – прямая (продавец или покупатель) или опосредствованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);
  • право собственности на товар – собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);
  • содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок, передача в залог);
  • вид товарооборота (оптовый или розничный);
  • договорные условия;
  • налогообложение.

Бухгалтерский учет в оптовой торговле включает в себя:

  1. Учет поступления товаров;

2.Учет реализации товаров:

  • товары со скидкой;
  • по договору мены;
  • через посредника;
  • по договору с привязкой к валютному эквиваленту или условным денежным единицам.
  1. Учет тары;
  2. Инвентаризация в организации торговли;
  3. Учет товарных потерь;
  4. Учет возврата товаров;
  5. Другие операции.

Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя:

  1. Учет поступления товаров:
  • учет товаров по покупным ценам;
  • учет товаров по продажным ценам.

2.Учет реализации товаров:

  • расчет валовой прибыли в розничной торговой организации;
  • реализация товаров в кредит;
  • использование платежных карт.
  1. Учет товарных потерь;
  2. Учет возврата товаров;
  3. Другие операции.

Специфика бухгалтерского учета на предприятиях оптовой и розничной торговли обусловлена особенностями “технологического процесса”, который в основе своей представлен процессом реализации.

С процессом реализации неизменно связаны такие понятия как:

  • выручка от реализации – денежные средства, полученные от продажи товаров;
  • торговая наценка (надбавка) – это наценка, устанавливаемая к цене товара, для покрытия расходов торговых предприятий и получения доходов от операций по реализации;

– цена закупки – это свободная отпускная цена с добавлением оптовой надбавки и расходов, связанных с закупкой товара.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия торговли и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Выручка от реализации товаров определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – попоступлении средств за товары на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

  1. В соответствии с Постановлением Правительства РК в Республике Казахстан отдельные виды торговой деятельности осуществляются предприятиями на основании лицензий, которые являются официальными документами, разрешающими осуществление указанного в них вида деятельности в течение установленного срока, а также определяют условия ее осуществления. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. По заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, последняя может выдаваться па срок до трех лет.

Данное Постановление утверждает также и перечень товаров, торговля которыми требует лицензии. В настоящее время к ним относятся: – алкогольные напитки (включая пиво), табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомашины и т.д.

Торговая деятельность в РК регулируется действующим законодательством, постановлениями Правительства РК, исполнительными органами РК, а также многими специальными правилами.

 

Основная литература [1-13]

Дополнительная литература [1-9]

Контрольные задания для СРС

1.Субъекты оптовой и розничной торговли.

  1. Задачи бухгалтерского учета в торговле.
  2. Факторы, оказывающие влияние на организацию бухгалтерского учета.

4 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности в РК.