Аудит. Стандарты аудита и профессиональная этика аудиторов

Аудит Л.В.

КарГТУ

Тема 3 Стандарты аудита и профессиональная этика аудиторов

  • Международные стандарты аудита и их характеристика.
  • Стандарты аудита в Республики Казахстан.
  • Кодекс профессиональной этики аудиторов.
  • Этические нормы (принципы) аудитора.
  • Внутрифирменные аудиторские стандарты.

 

Содержание лекции:

  1. Международные стандарты аудита и их характеристика.

Международные стандарты аудита (далее МСА) представляют собой механизм регулирования подходов к аудиту. Назначение МСА состоит в описании основных принципов проведения аудита в целях получения единого понимания его задач, це­лей, способов и процедур осуществления аудита. Стандарта­ми определяются основные критерии определения качества, единство методологии, что дает возможность пользователям финансовой информации быть уверенными в ее достовернос­ти после аудита.

В то же время МСА не могут учитывать национальные особенности организации и практики аудита других стран. Это связано с неравномерностью экономического развития, обстоятельствами развития самого аудита в каждом государс­тве. Тем не менее, расширение рынков капитала и ценных бу­маг требуют единого подхода, как к финансовой отчетности, так и аудиту. Несмотря на это в ряде стран действуют нацио­нальные стандарты аудита, некоторыми государствами разра­батываются собственные стандарты на основе МСА. В Казах­стане МСА приняты на уровне законодательства.

Международные стандарты аудита применяются только к существенным аспектам. В определенных случаях между­народная практика аудита допускает отступление от стандар­тов, но только в случае достижения эффективности аудита. При этом, такое отступление необходимо обосновать.

Очевидно, что невозможно разработать стандарты, при­менимые к любой конкретной ситуации. Поэтому МСА сле­дует рассматривать как основные принципы, на основе ко­торых определяются процедуры аудита. Правильность или точность избранных процедур зависит от профессионального суждения аудитора в зависимости от ситуации.

Для формирования своего мнения о достоверности ау­дитор осуществляет сбор достаточных и уместных доказа­тельств. Аудиторское мнение повышает степень доверия к финансовой отчетности. Несмотря на высокий уровень уве­ренности, она далеко не всегда должна восприниматься как абсолютная уверенность.

Абсолютная уверенность невозможна по причине, напри­мер, ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Как отмечают МСА, на недо­стижимость  абсолютной уверенности  влияют применения тестирования (проверочных процедур), исследовании различ­ных доказательств, являющихся в большинстве случаев убе­дительными, нежели окончательными и другие факторы.

С учетом сказанного, в целях определения качества ауди­торских процедур, единства организации, порядка и оформ­ления результатов аудита служат МСА.

Формирование и представление финансовой отчетнос­ти, понятной и одинаково трактуемой, достижимо только на основе единства методических и унифицированных моделей учета. Как известно, Международные стандарты финансовой отчетности возникли в связи с потребностью транснацио­нальных компаний. Такие компании, образуя дочерние ор­ганизации и филиалы в других государствах, столкнулись с существенными отличиями в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Расхождения в этих сферах явились ре­зультатом различного уровня экономики, своеобразных под­ходов к ведению бухгалтерского учета, оценки активов, фор­мата бухгалтерской отчетности.

Назначение МСА — уверенность пользователей финансо­вой отчетности в том, что аудитором не будет подтверждена заведомо недостоверная информация, а аудиторская проверка будет проведена на должном уровне.

В международной практике аудита различают 4 основных вида стандартов:

  • общие стандарты;
  • рабочие стандарты;
  • стандарты отчётности;
  • специфические стандарты.

Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, оговаривают необходимость независимости, профессионализма, добросовестности.

К общим стандартам относятся основные принципы аудита, цели и объём аудита финансовой отчётности, стандарт по аудиторскому образованию, письмо-обязательство аудитора перед клиентом.

Рабочие стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения.

К рабочим стандартам аудита относятся  планирование аудиторской работы, аудиторские доказательства, действия аудиторов при выявлении мошенничества или ошибки, контроль качества.

Стандарты отчётности включают отчёт аудитора о проверки финансовой отчётности, виды аудиторских отчётов, последующие события после составления баланса, после подписания аудиторского отчёта.

Данные стандарты требуют, чтобы в аудиторском отчёте содержались исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности аудитора.

К специфическим стандартам, используемым для аудита в отдельных областях деятельности, относятся специфические стандарты аудита банков, страховой деятельности и др.

  1. Стандарты аудита в Республики Казахстан.

Развитие аудита как за рубежом, так и в Казахстане, привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. Потребность в общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита особенно остро появилось в 70-80-х годах в связи с развитием транснациональных корпораций, деятельность которых выходила за рамки одного государства. Одновременно аудиторские фирмы для обслуживания данных корпораций стали объединяться  в крупные международные группы.

В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе.

Существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

— международные

— национальные;

— внутренние (стандарты общественных организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).

В рамках международных стандартов профессиональные аудиторские объединения или отдельные аудиторские фирмы могут разрабатывать внутренние (внутрифирменные) аудиторские стандарты. Стандарты более низкого уровня не должны вступать в противоречия со стандартами более высокого уровня, и их требования не должны быть ниже.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие:

— стандарты в области этики поведения аудита;

— стандарты по внутрифирменному документообороту;

— стандарты в области методологии проведения проверок по   направлению аудита.

Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внутрифирменных стандартов, являются:

— независимость;

— профессионализм;

— соблюдение этики поведения;

— обоснованность мнения;

— точность предоставления информации;

— доброжелательность по отношению к клиенту.

На основе международных стандартов разрабатываются национальные стандарты – при их разработке международные стандарты либо принимаются к сведению, либо служат базой для разработки. В ряде стран принятии решение не разрабатывать собственные стандарты и использовать международные в качестве национальных.

  1. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Аудитор обязан квалифицированно с соблюдением законодательства проводить аудиторскую проверку. Кроме того, он обязан сохранить представленные ему документы и не разглашать их содержание без согласия собственника.

Аудиторская Палата утвердила Кодекс профессиональной этики аудитора, который включает в себя статьи по ответственности и обязательствах аудитора перед клиентом. Кроме того, кодексом не допускается личная предвзятость. Все деяния аудитора должны быть аргументированы действующим законодательством.

Проверка должна быть объективной, осуществляться по соответствующей методике, которая утверждена внутри каждой фирмы. Аудитор должен обладать достаточными знаниями, что не только находить отклонения от действующего законодательства, но и предлагать меры по улучшению финансового состояния предприятия.

Несмотря на то, что плата за профессиональные качества аудитора производится согласно договора, качество выполненной работы должно также оговариваться в договоре или соответствовать профессиональной этике аудитора. Он должен обладать компетентностью, честностью, неподкупностью, что и соответствует этике аудитора.

Согласно Кодекса профессиональной этики аудитора,  аудитор должен соблюдать доверие к собственному клиенту, а также нести ответственность за сохранение конфиденциальности.

При проверке экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую экономическую информацию. В соответствии с законом аудитор обязан приступить к аудиторской проверке только после заключения договора.

  1. Этические нормы (принципы) аудитора.

Основа обращает внимание на то, что деятельность прак­тикующих профессиональных бухгалтеров, выполняющих соглашение о выражении уверенности, регулируется в допол­нение Основе Кодексом этики профессиональных бухгалте­ров и Международными стандартами качества.

Устанавливаются следующие этические принципы:

— независимость;

— честность;

— объективность;

— профессиональная компетентность и надлежащее вы­полнение;

— конфиденциальность;

-профессиональное поведение.
Международный стандарт контроля качества 1 (далее МСКК 1) определяет обязанность фирмы разработать по­литику и процедуры, подтверждающие соответствие этичес­ким принципам самой фирмы и ее персонала.

МСКК 1 перечисляет выше указанные этические принци­пы и определяет политику и процедуры в виде:

а)         руководства фирмы;

б)        тренингов и повышения квалификации;

в)         мониторинга;

г)         устранения несоответствия.

Особо подчеркивается значимость принципа независи­мости.

Профессиональная компетентность состоит в том, что аудитор должен проводить аудит и готовить отчет с соответс­твующей профессиональной тщательностью. Аудитор дол­жен иметь адекватную подготовку и компетенцию в аудите, включая современный уровень бухгалтерских, аудиторских и юридических знаний. Аудитор не должен оказывать свои услуги, если не имеет достаточной квалификации в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Конфиденциальность должна соблюдаться аудитором безусловно, даже если разглашение или распространение ин­формации о клиенте не наносит ему любого вида ущерба.

В соответствии с принципом профессионального пове­дения, аудитор не может гарантировать абсолютной точнос­ти своих выводов.

В соответствии с МСКК 1 фирма, не реже одного раза в год, должна получить от персонала сведения о соответствии политике и процедурам по соблюдению независимости. При этом, письменные подтверждения могут представляться пер­соналом, как в бумажном, так и электронном виде.

МСКК дает ссылку на Кодекс Международной федера­ции бухгалтеров (далее — МФБ), которым предусмотрены этические принципы, и в котором особо уделяется внимание соблюдению принципа независимости.

Кодекс рассматривает такую угрозу независимости, как знакомство, возникающее при проведении аудита одним и тем же персоналом в течение длительного периода. Для ис­ключения подобных ситуаций, фирма разрабатывает соот­ветствующие политику и процедуры, предусматривающие:

а) установление критериев мер защиты по снижению «угрозы знакомства» до приемлемо низкого уровня;

б) установление смены (ротации) партнеров по проекту по истечении определенного периода в отношении к аудитам компаний, участвующих в листингах.

 

  1. Внутрифирменные аудиторские стандарты.

Внутрифирменные стандарты основываются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах, а также включает в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского отчета, которые осуществляются в соответствии с Международными стандартами аудита.

Другим направлением в области разработки внутрифирменных стандартов является разработка порядка документооборота в аудиторской фирме. Данные стандарты должны быть приняты за основу при разработке требований к содержанию, оформлению и порядку составления следующих документов и рабочих бумаг:

— план аудита;

— программа аудита;

— рабочая документация аудита;

— источники аудиторских доказательств;

— документы, характеризующие состояние системы внутреннего контроля;

— письменная информация аудитора руководству аудируемой организации по результатам проведения аудита;

— письмо-соглашение аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

— оформление результатов работ эксперта.

 

Список рекомендуемой литературы (1,6,9,10).

 

 Задания для СРС

 

1 Назовите основные типы и виды аудиторских организаций.

2 Какие факторы способствуют повышению ответственности аудиторов?

 

Список рекомендуемой литературы (1,6,9).