Аудит. Нормативно-правовое регулирование аудита в Республики Казахстан

Аубакир Л.В.

КарГТУ

Нормативно-правовое регулирование аудита в Республики Казахстан.

  • Аудиторская деятельность и ее нормативно-правовое регулирование в РК.
  • Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аудита в РК (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Закон об аудиторской деятельности).
  • Функции государственных органов и общественных организаций, регулирующих аудиторскую деятельность.
  • Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности.

 

 

 Содержание лекции:

В международной практике финансовая отчетность обычно составляется и представляется ежегодно и предназначена для удовлетворения общих информационных нужд широкого круга пользователей. Многие пользователи полагаются на финансовую отчетность как на основной источник информации, поскольку не наделены полномочиями получать дополнительную информацию, отвечающую их конкретным информационным запросам.

Достоверность финансовой отчетности может подтвердить третье независимое лицо, функции которого выполняют аудиторские организации и потребность в услугах, которых возникает в связи со следующими обстоятельствами.

  1. Внешние пользователи не имеют доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, являющимся конфиденциальной информацией, и на основании которой составляется финансовая отчетность.
  2. Существует вероятность предоставления необъективной информации, так как имеются объективные противоречия между интересами собственников и нанятых для работы специалистов и руководителей.
  3. Наблюдаются постоянное усложнение бизнеса организации, в том числе и в связи с регулярно меняющимся законодательством, увеличение риска неадекватной обработки информации при подготовке промежуточной и итоговой отчетности.
  4. Заинтересованные пользователи не обладают достаточными профессиональными знаниями и временем для проверки достоверности и полноты полученной информации.

Цель аудита финансовой отчетности заключается в предоставлении аудитору возможности дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность  по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой составления финансовой отчетности.

В Казахстане аудит возник в начале 90-х годов. Успешному его развитию способствовало надежное законодательное закрепление аудита. 18 октября 1993 года был принят первый закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан». Однако в нем нашли отражение не все вопросы, касающиеся аудиторской деятельности. Поэтому, после пяти лет работы по данному закону был принят второй закон РК «Об аудиторской деятельности». Согласно последнему закону, под аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации и предоставление услуг по профилю деятельности.

Основными принципами аудиторской деятельности в РК являются:

  • независимость;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность;
  • конфиденциальность;
  • честность;
  • соблюдение стандартов организаций и Кодекса этики;
  • иные принципы аудиторской деятельности, определяемые в соответствии с международной аудиторской практикой, не противоречащие законодательству РК.

В настоящее время аудит в республике сформировался не только как новая отрасль научных знаний, но и вид практической деятельности. В республике наряду с аудиторскими фирмами большой четверки действуют национальные аудиторские фирмы. Признанием заслуг аудиторов Республики Казахстан на международной арене является принятие в 2000 году Палаты аудиторов РК в Международную федерацию бухгалтеров (IFAC).

Согласно законодательства Республики Казахстан аудит делится на обязательный и инициативный. Круг организаций, подлежащий обязательной ежегодной аудиторской проверке, предусмотрен в законах Республики Казахстан.  Квалификационные требования к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита, утверждены приказом Министра финансов РК от 03.11.2006г. № 434.

Инициативный аудит – это аудит проводимый по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.

Наряду с аудитом финансовой отчетности, аудиторские организации могут оказывать следующие услуги по профилю своей деятельности:

  • сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
  • восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;
  • внутренний аудит;
  • консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета:
  • составление статистической отчетности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, финансовое и управленческое консультирование;
  • консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту  и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;
  • рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению учета и составлению финансовой отчетности;
  • разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
  • юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;
  • иные виды деятельности, сопутствующие аудиту финансовой отчетности, осуществляемые в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров, не противоречащие законодательству РК.

Из вышеизложенного видно, что аудит может выполнять следующие функции:

  1. экспертную;
  2. производственную;
  3. консультативную;
  4. аналитическую.

Следует иметь в ввиду, что:

  1. если оказание каких-либо услуг по профилю своей деятельности требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации не вправе оказывать эти услуги без наличия таковой;
  2. аудиторским организациям запрещено заниматься иными видами деятельности, кроме предусмотренных выше.

Аудиторская деятельность в РК регулируется системой законодательных и нормативных актов. В научной литературе их подразделяют на несколько уровней.

К первому уровню относится Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями). Он регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК. К данному уровню относятся также Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.

К документам второго уровня относятся стандар­ты аудита. Под стандартами аудита понимаются нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы, порядок проведения аудита. Различают международные, национальные и внутренние аудиторские стандарты.

Международные стандарты аудита и сопутствующих ему работ выпускает Комитет международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров.

В настоящее время в МФБ входят 163 организаций со всего мира, представляющих 2,5 миллионов бухгалтеров в публичном секторе, промышленности и торговле, государственном секторе и образовании.  Казахстан стал членом МФБ в 2000 году.

Каждый МСА содержит:

а) основные принципы;

б) необходимые процедуры;

в) рекомендации по применению принципов и процедур.

МСА имеют единую структуру:

а) введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

б) разделы, излагающие суть стандарта;

в) приложения (для некоторых стандартов).

МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

На основе международных стандартов разрабатываются национальные стандарты аудита.

На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе в РК на международные стандарты аудита (МСА) и принятии их в качестве национальных.

МСА определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проверки. Поэтому, аудиторские организации в рамках Закона РК «Об аудиторской деятельности» и вышеуказанных стандартов могут разрабатывать внутренние аудиторские стандарты, которые относят к третьему уровню  нормативного регулирования аудиторской деятельности и устанавливают единые требования к порядку проведения аудита.

В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные ор­ганы и организации:

Департамент методологии управления государственными активами Ми­нистерства финансов РК;

Профессиональные организации;

Квалификационная комиссия по аттестации кандидатов в аудиторы РК.

Департамент методологии управления государственными активами Ми­нистерства финансов РК осуществляет контроль над деятельностью аудиторских и профессиональных организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, аккредитации профессиональных организаций и ведения их реестров. Кроме того, Департамент:

  • утверждает квалификационные требования к аудиторским организациям, которые допускаются к проведению обязательного аудита, а в отношении обязательного аудита финансовых организаций – по согласованию с уполномоченным государственным органом  по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • утверждает порядок аккредитации профессиональных организаций;
  • утверждает правила лицензирования аудиторской деятельности;
  • публикует в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках сведения о выдаче, отзыве, приостановлении и прекращении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
  • утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы;
  • утверждает Правила формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии;
  • обеспечивает условия для распространения стандартов аудита;
  • осуществляет проверку деятельности профессиональных организаций; в порядке, установленном законодательством РК;
  • определяет порядок осуществления проверок профессиональных организаций;
  • выносит предупреждение профессиональным организациям в случаях несоблюдения законодательства РК об аудиторской деятельности;
  • определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями;
  • взаимодействует с другими государственными органами, профессиональными организациями и иными организациями по вопросам аудиторской деятельности.

Профессиональные организации являются некоммерческими организациями и действуют на основании устава, принимаемого на общем собрании их членов.  Права и обязанности профессиональных организаций определяются Законом РК «Об аудиторской деятельности». В частности, профессиональные организации вправе:

  • способствовать развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;
  • обеспечивать соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита, Кодекса этики;
  • анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов и аудиторских организаций;
  • представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях и т.д.

Профессиональные организации обязаны:

  • соблюдать законодательство РК об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;
  • делегировать своих представителей в состав Квалификационной комиссии в течение трех месяцев с момента получения аккредитации;
  • обеспечивать своих членов нормативными правовыми актами РК в области аудиторской деятельности;
  • разрабатывать и принимать Кодекс этики;
  • осуществлять внешний контроль качества аудиторских организаций и т.д.

Аккредитация профессиональных аудиторских организаций осуществляется в порядке определенном Правилами их аккредитации.

Квалификационная комиссия является некоммерческой организацией и создается в целях аттестации  кандидатов в аудиторы, желающих заниматься аудиторской деятельностью на территории республики. Кроме того, комиссия осуществляет аннулирование квалификационного свидетельства «аудитор» в случаях, предусмотренных законодательством РК. Учредителями Квалификационной комиссии являются профессиональные организации. Комиссия создается только в организационно-правовой форме учреждения.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельно­сти – это проверка квалификации физических лиц, желающих зани­маться аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в фор­ме квалификационного экзамена, согласно Правилам проведения аттестации кандидатов в аудиторы, утвержденных приказом Министра финансов РК от 26.07.2006г. № 273. Лицам, успешно сдавшим квалифика­ционный экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства, фамилии, собственного имени, а также, по желанию, – отчества. Срок его действия не ограничен.

Таким образом, аудитором является физическое лицо, аттестованное Квалифика­ционной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квали­фикации «аудитор». Решение о присвоении квалификации «аудитор» публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях. Перечень этих периодических изданий определяется Квалификационной комиссией.

Физические лица, желающие получить свидетельство аудитора, должны иметь высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет из последних пяти в экономи­ческой, финансовой, контрольно-ревизионной, правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бух­галтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях.

Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к ее повторному прохождению в порядке, установленном Квалификационной комиссией.

Квалификационное свидетельство аудитора может быть аннулиро­вано в соответствии с положениями статьи 11 Закона РК «Об аудитор­ской деятельности».

Аудитор осуществляет аудиторскую дея­тельность только в составе  одной аудиторской организации. Он может быть участником только одной аудиторской организации.

Аудиторская организация – коммерческая организация, создан­ная для осуществления аудиторской деятельности. Согласно статье 9 Закона РК «Об ау­диторской деятельности» аудиторская организация может быть создана только в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. Ино­странная организация признается аудиторской, если ее статус подтверждается членством в профессиональной организации, являющейся  членом Международной федерации бухгалтеров  или компетентным органом государства, резидентом которого является. При этом, они могут осуществлять аудиторскую деятельность в республике только при образовании ими соответствующих аудиторских организаций – резидентов Республики Казахстан.

В составе аудиторской организации должно быть не менее 3 ауди­торов, и все 100°/о уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать аудиторам. Руководителем аудиторской органи­зации может быть только лицо, имеющее квалификационное свидетель­ство аудитора. Следует помнить, что руководителем аудиторской организации не может быть аудитор, возглавлявший аудиторскую организацию, у которой в соответствии с законодательством Республики Казахстан, была отозвана лицензия, с даты вынесения решения об отзыве лицензии в течение трех лет.

Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не может быть участником другой аудиторской организации – резидента Республики Казахстан.

Деятельность по проведению аудита осуществляется только при наличии соответствующей лицензии. Выдачу лицензий в единственном экземпляре осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан. Она является генеральной и действует на всей территории Республики Казахстан.

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с Правилами лицензиро­вания аудиторской деятельности, утвержденных приказом Министра финансов РК от 09 ноября 2006 года №438.

Согласно статье 16 Закона РК «Об аудиторской деятельности» лицензиар может с указанием причины приостановить на срок до 6 месяцев ли­цензию на осуществление аудиторской деятельности.  Решения об отказе в выда­че, отзыве и приостановлении действия лицензии могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Список рекомендуемой литературы  (1,6,7,14).

 

Задание для СРС

 

1 Международные стандарты аудиторской деятельности и их классификация.

2 Перечень юридических лиц, подлежащих ежегодной независимой аудиторской проверке.

 

 Список рекомендуемой литературы (1,6,7,14).