Аудит. Сущность, цели и виды внешнего аудита

Аубакир Л.В.

КарГТУ

 Тема 1 Сущность, цели и виды внешнего аудита 

2 Происхождение и развитие аудита.

3 Становление и развитие аудита в Казахстане.

4 Предмет, объекты и функции аудита.

5 Виды аудита и сопутствующие аудиту услуги.

 

Содержание лекции:

  1. Сущность, цель и значение аудита.

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности и других документов организаций, их обособ­ленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в финансовой отчетности, в целях выражения мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как реви­зия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку досто­верности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения при­были.

Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т.е. веро­ятности того, что в финансовых отчетах содержатся лож­ные или неточные сведения для пользователей финансо­вых отчетов.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РК, то есть дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте.

Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

  • общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
  • обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
  • законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
  • оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);
  • классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
  • разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
  • аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
  • раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг)

Цели аудита:

  • степень общеприемлемости;
  • правильное включение сумм;
  • завершенность;
  • право собственности (по включенным суммам);
  • оценка;
  • правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;
  • разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);
  • арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);
  • раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
  1. Происхождение и развитие аудита.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

При создании аудиторской деятельности был использован иностранный опыт и впервые был создан в 1987 году. Создание аудиторского контроля в Казахстане осуществлялось в 90-х годах.  .

  1. Становление и развитие аудита в Казахстане.

В основу коренной реорганизации системы финансово-хозяйственного контроля, внедрения и бурного развития в постсоветском пространстве независимого аудита положены следующие принципы:

  • чёткое обособление объектов контроля по формам собственности и источникам финансирования;
  • разделение субъектов контроля на государственные, общественные, аудиторские (независимые), ведомственные (фирменные) и внутренние (внутрихозяйственные);
  • разграничении контролируемых вопросов, в том числе правильность формирования доходов и расходов бюджета, достоверность отчётности, выявление и оценка резервов повышения эффективности использования экономического потенциала субъектов;
  • определение сфер действия государственных, местных, общественных, внутрихозяйственных, независимых аудиторских организаций и отдельных аудиторов;

История аудита показывает, что развитие было вызвано разделением между администрацией и инвесторами.

Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется, с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в из­вестной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит».

Акционерная компания «Казахстанаудит» была основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и парламентских комитетах, который был принят Верховным Советом Республики Казахстан 18 октября 1993 г., и также был принят: устав Палаты аудиторов Казахстана, зарегистрированный в мае 1994 г. Этот закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в Республике Казахстан.

В соответствии с Законом, в целях аттестации претендентов-аудиторов, в том числе и иностранных, желающих занижаться аудиторской деятельностью в Республике Казахстан, создана квалификационная комиссия при Министерстве финансов, подготовлено Положение о квалификационной комиссии, которая формируется из равного числа представителей аудиторов и работников государственных органов сроком на 5 лет.

В соответствии с положением, лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, допускаются к аттестации, если имеют высшее или среднеспециальное образование, а также опыт эконо­мической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы.

Наличие определенных знаний по вопросам аудита определяется путем проведения соответствующего экзамена. Аттестованные квалификационной комиссией получают квалификационные свидетельства (удостоверения). Лица, не сдавшие экзамен, имеют право повторно сдать его не раньше, чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Аудиторы и аудиторские фирмы независимы от государственных органов и своих заказчиков, поэтому аудиторы не могут состоять на службе в государственных органах и общественных организациях за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью.

В порядке реализации статьи Закона «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» в помощь аудиторам было подготовлено Положение о порядке разрешения споров между аудиторами (аудиторскими организациями) и их заказчиками. 29 — 31 октября 1996 года была проведена трехдневная учеба аудиторов, по окончании которой все они приняли присягу аудитора Республики Казахстан. После прохождения учебного курса на специальных занятиях и сдачи дополнительных экзаменов 15 аудиторов и три фирмы, в том числе АО «Казахстанаудит», получили лицензии Национального банка республики на право проведения аудита банковской деятельности.

Существенное влияние на положение дел аудиторских услуг оказали образования Национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету и аудиту Минфина и процесс принятия решения выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Лицензиатором по аудиту, то есть органом выдающим лицензии, правительство определило Национальную комиссию РК по бухгалтерскому учету. Принятие первых 20 бухгалтерских стандартов внесло соответствующие коррективы в учебные планы курсов по под­готовке аудиторов и учебные программы университетских и институтских кафедр бухгалтерского учета и аудита. В лице Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету приобретает мощного покровителя и аудит. Комиссии предстоит утвердить еще отсутствующие стандарты и нормы аудита, способствовать дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республики Казахстан.

 

  1. Предмет, объекты и функции аудита.

Теория аудита состоит из следующих основных элементов:

  • компоненты;
  • принципы;
  • концепции;
  • постулаты;
  • стандарты и нормы.

Рассмотрим компоненты теории аудита:

  • первый компонент – экономический объект. Необходимым условием ведения аудиторской деятельности выступает чёткое  представление о её рамках. Они могут определяться параметрами конкретного хозяйствующего субъекта на определённый период времени;
  • второй компонент – производственное положение и информация. Многие виды аудита включают в себя оценку информации, подготовленной руководством хозяйствующего субъекта. Аудитор анализирует правильность информации. В его задачу входит не просто комментирование отчётов. Но и получение новой информации непосредственно им самим;
  • третий – квалификация лиц, осуществляющих аудит. Аудитор прежде всего должен быть компетентным специалистом в своём деле, т.е. уметь собирать соответствующие факты и понимать критерии, на основании которых следуют эти факты оценивать;
  • четвёртым компонентом аудита служат сбор и оценка фактов, являющихся основным содержанием аудиторской деятельности в техническом плане. Без фактов аудиторский отчёт может восприниматься как результат рационально проведённого исследования;
  • в качестве пятого компонента выступают критерии, установленные на основе собранных фактов, касающихся либо функционирования, либо информации о предмете аудита. Эти факты нужно оценивать согласно установленным стандартам или общепринятым критериям;
  • шестой компонент аудита – составление аудиторского отчёта, посредством которого аудитор информирует о вскрытых в ходе проверки обстоятельствах, сделанных замечаниях, предлагаемых мерах по оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов.
  • Концепции помогают установить направление теории аудита.
  • Основные концепции:
  • этика поведения – устанавливает, кроме общих для всех люде этических норм, специальные правила поведения аудитора;
  • независимость – означает прежде всего объективность и честность суждений. Каждый аудитор обязан формировать свои суждения самостоятельно и ничто не должно влиять на их беспристрастность;
  • профессионализм – аудиторы должны быть компетентными, квалифицированными и благоразумными;
  • доказательность – аудиторам необходимо собрать и оценить достаточное количество компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;
  • точность представления – адекватность раскрытия представления информации, на основании общепринятых стандартов, рассматриваемых, как полный набор однозначных правил.

Одни из актуальных вопросов аудита является изучение его постулатов.

Постулаты – это аксиоматические положения, принимаемые как истинные до тех пор пока не будет доказано иное, т.е. опровергнуто.

Постулаты лежат в основе системы наук и научных дисциплин. Они нужны для развития любых научных теорий, служат исходными предпосылками и предложениями, базой для дальнейших логических построений. Приняв за основу фундаментальные постулаты, можно прийти к пониманию наиболее сложных вопросов.

Роль постулатов в аудите весьма значительна. Западные учённые и специалисты давно осознали их необходимость.

Всесторонне изучив точки зрения различных учённых и специалистов-практиков, пришли к выводу, что научно обоснованными постулатами являются следующие:

  • финансовая отчётность и финансовые данные могут быть

проверены;

  • вероятное столкновение интересов;
  • отчёт составлен не верно;
  • когда проверка финансовой информации выполняется в целях

выражения независимого мнения, то деятельность аудитора регламентируется исключительно его полномочия;

  • никто не свободен от ошибочных выводов;
  • мнение аудитора зависит от его интересов;
  • объективность отчётных данных прямо пропорциональна

эффективности внутреннего контроля;

  • каждая последующая проверка может снижать ценность

предыдущей и всегда менее информативна;

  • каждое утверждение аудитора имеет определённую степень убедительности;
  • ценность предыдущей информации;
  • последовательное соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов.

Функции аудита.

Аудит как вид предпринимательской деятельности, в практической деятельности охватывает больше функций, чем отражено в его определении.

При проведении проверки финансовой отчётности, аудит выполняет две функции:

  • экспертную;
  • аналитическую.

Другими немаловажными функциями аудита являются:

  • консультационная (консалтинговая);
  • производственная.

5.Виды аудита и сопутствующие аудиту услуги.

Внутренний и внешний аудит

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид аудита преследует 3 цели:

  • оценка эффективности управления;
  • выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
  • внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности или дальнейших действий.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

Обязательный и инициативный аудит

Первоначальный и согласованный аудит

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

 

Список рекомендуемой литературы (1,2,3.5.9).

 

Задания для СРС:

 

1 Отличие аудита от ревизии.

2 Современное развитие аудиторской деятельности в Казахстане.

3 Виды аудиторских услуг

 

Список рекомендуемой литературы (1,2,3.5.9).