Финансово-бюджетные методы регулирования экономики

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 11 Финансово-бюджетные методы регулирования экономики

План лекции

1         Современная финансово-бюджетная система РК

  • Фискальная политика государства и основные методы ее осуществления

3    Проблема сбалансированности бюджета. Государственный долг

4    Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений

 

1 Современная финансово-бюджетная система РК

Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов двух уровней; республиканского и местного. Эти бюджеты функционируют’ относительно самостоятельно, каждый из них имеет свой законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Республиканский бюджет полностью определяет направления средств, касающихся всей национальной экономики, реализующих интересы нации в целом: расходы на оборону, управление, фундаментальную науку, космос и т.д. Региональные (областные) бюджеты определяют, в первую очередь, развитие социальной сферы, поскольку социальные проблемы локализованы именно в регионах, на местах, а так же развитие своих хозяйственных комплексов. Источником их доходов являются закрепленные за конкретной территорией виды налоговых поступлений, а так же субвенции, выделяемые из госбюджета, для пополнения доходов и минимизации дефицита их бюджета.

Основная часть государственных доходов и расходов осуществляется через государственный бюджет, представляющий собой годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Доходная часть госбюджета – это налоги и сборы. Они являются важнейшими инструментами государственного регулирования экономики  Отношения центрального бюджета с местными отнюдь не равнозначны. В одних территориальных единицах министерство финансов забирает большую долю налогов и сборов в центральный бюджет, в других – меньшую. Бюджеты одних административных единиц получают дотации из центра, а других – нет, это зависит от уровня развития отдельных территорий и целей ГРЭ. Ежегодно разрабатываются проекты бюджетов всех уровней на следующий год. Это задача министерства финансов и финансовых управлений местных властей. Проект бюджета обсуждается в парламенте и либо принимается с поправками, либо отправляется на доработку.
   
Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются: – доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом социальном продукте страны;
– покрываемость бюджетных расходов доходами – дефицит или избыток поступлений по отношению к расходам (последнее наблюдается как в развитых, так и в развивающихся странах крайне редко):
– структура бюджетные расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.
В случае возникновения бюджетного дефицита чрезвычайный интерес для выяснения ориентации ГЭП и хозяйственного будущего страны имеют данные о том, из каких источников правительство берет средства для покрытия дефицита.  

  • Фискальная политика государства и основные методы ее осуществления

Политика доходов (налоговая политика) – политика, обеспечивающая с помощью набора инструментов, финансирование операций правительства.

Все налоги используются правительством не только для сбора денег в государственную казну, но и как механизм стимулирования отдельных отраслей или видов деятельности.

Стимулирование может осуществляться за счет:

  • временного или постоянного снижения ставок определенных видов налогов;
  • предоставления налоговых льгот, налоговых кредитов и налоговых изъятий, направленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных регионах, отраслях и сферах деятельности.

Эффект роста бюджетных поступлений может быть достигнут за счет увеличения ставки налогов, расширения налоговой базы и снижения уровня неуплаты налогов.

Набор инструментов бюджетной политики, обеспечивающих целенаправленное распределение бюджетных средств  и являющихся одним из инструментов макроэкономической корректировки.

Сокращение государственных расходов – один из наиболее болезненных путей макроэкономической корректировки.

Государство может манипулировать любыми статьями расходов для достижения макроэкономической корректировки.

Наиболее часто используемые инструменты:

  1. Контроль за уровнем зарплаты в государственном секторе – замораживание зарплат на определенный период времени.
  2. Контроль за выплатой процентов – снижение масштабов выплат по обслуживанию государственного долга.
  3. Контроль за прочими выплатами – снижение объемов выплат по системе социального страхования, пенсий, пособий, переводов в местные бюджеты, субсидий, расходов на образование, здравоохранение и т.д.
  4. Контроль за инвестиционными расходами – сокращение государственных инвестиций.
  5. Продажа государственных ценных бумаг – финансирование дефицита бюджета за счет заимствования у частного (банковского) и небанковского сектора.
  6. Потолок заимствования из-за рубежа – введение законодательных ограничений на максимально допустимые объемы внешнего долга и ежегодных зарубежных займов в целях финансирования бюджета.
  7. Задержка платежей и неплатежи – отсрочка платежей за товары и услуги, закупаемые правительством или невыплата средств по статьям расходной части бюджета.

3 Проблема сбалансированности бюджета. Государственный долг
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами или образование остатков средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при чрезвычайных обстоятельствах, на долгосрочные выплаты долгов или перевести его в доход следующего года.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета, который покрывается государственными займами.
Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времени перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия дефицита бюджета путем дополнительной эмиссии наличных или безналичных денег. Особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях: во время войны, длительного кризиса. Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америки, Африки и в республиках СНГ. Цивилизованное общество давно поняло опасность инфляции. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики большинства стран встроен специальный блок-предохранитель – конституционно закрепленная независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.
Обязательства государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Превышение государственного долга над ВВП болеее чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше b лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заемных средств.
Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей.
1. Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Как правило, этот путь исключен для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены,
2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдаленное будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемые в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства государства-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, однако она облегчает бремя внешнего долга, получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам: региональным, Мировому банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают свои кредиты жёсткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются бывшие социалистические страны.

4 Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений
      Межбюджетные отношения – один из основных вопросов управления государством. Создание политически стабильного общества и устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий.
Различия в уровнях социально-экономического развития регионов Казахстана были всегда, они свойственны любой стране мира. Чем больше государство, чем разнообразнее условия (экономические, географические и т.д.), тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов и регионов. Расширение их хозяйственной деятельности требует нового подхода к проблеме взаимоотношений между республиканским и местным бюджетами, правильной оценки потребности последних в государственном финансировании.
мировой практике известны разные способы разграничения доходов внутри бюджетной системы: – четкое разграничение конкретных видов налогов по уровням государственного управления, в соответствии с чем все налоговые подразделяются на общегосударственные и местные;
– разделение (квотирование) доходных поступлений от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретной доли налогов в пределах единой ставки обложения;
– установление местных надбавок к общегосударственным и местным налогам.
При составлении бюджетов целесообразно использовать все эти способы разграничения доходов между бюджетами, разумно сочетая их. Именно такое сочетание позволит учесть специфику конкретных видов налоговых поступлений, их функциональное назначение и степень влияния на процесс производства.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998