Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 12 Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства.

План лекции

1  Денежно-кредитная политика государства: цели, задачи, инструменты.

2 Функционирование денежно-кредитной системы РК и роль Национального банка в его совершенствовании

3 Законодательная  и организационная основа регулирования денежного обращения в РК

4  Государственные меры по обеспечению стабильности финансового рынка и реального обменного курса валют

5  Основные методы регулирования процесса ценообразования.

 

1Денежно-кредитная политика государства: цели, задачи, инструменты

Денежная политика является часть политики по управлению спроса, которую проводит правительство и ЦБ.

Конечные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность цен

-устойчивый платежный баланс.

Промежуточные цели: денежная масса,  ставка процента,  обменный курс.

Используются прямые и косвенные инструменты. Наиболее развитые страны используют преимущественно косвенные методы, которые считаются наиболее рыночными. Они не разрушают денежный рынок. КБ сохраняют право выбора. Все инструменты воздействуют на резервы банков и тем самым на ставку процента и денежную массу.

Политика дорогих денег проводится, когда в экономике имеется денежный перегрев, угрожающий инфляцией. Задача государственных органов, ответственных за решения, заключается в том, чтобы уменьшить денежное предложение.

Политика дешевых денег проводится для того, чтобы стимулировать совокупный спрос, увеличивая денежную массу. А это в свою очередь будет способствовать экономическому росту.

Косвенные инструменты – механизмы денежной политики, воздействующие преимущественно на предложение денег Центральным банком.

В их числе:

  • операции на открытом рынке – купля или продажа ценных бумаг (краткосрочных облигации правительства, долговые обязательства ЦБ) ЦБ обычно в целях регулирования общего уровня ликвидности. Они также используются в чисто фискальных целях для заимствования на рынке средств для финансирования дефицита государственного бюджета. Продажа ЦБ ценных бумаг на открытом рынке сокращает предложение денег (увеличивается процентная ставка) , а их покупки – увеличивают. (снижается процентная ставка).

Сценарий «ЦБ увеличивает количество денег в обращении»

На рынке ц/бумаг ЦБ скупает краткосрочные облигации. Коммерческие банки продают их на выгодных для себя условиях. Деньги, полученные от продажи облигаций, поступят в банки в виде  чековых вкладов, или депозитов. При этом часть средств, пропорциональная установленной норме резервов, в обязательном порядке пополнит резервы банка, а остальные могут быть использованы для активных операций – предоставления кредитов. Эти новые денежные средства, пройдя через банковскую систему, умножаются в М раз (денежный мультипликатор).

Резервные требования – устанавливаемый ЦБ уровень денежных резервов, который коммерческие банки должен поддерживать на счетах в ЦБ и не использует его для активных операций. В инфляционной ситуации, когда надо умерить рост денежной массы в обращении, ЦБ повышает норму обязательных резервов. Результат –рост уровня процента по кредитам. Если ситуация складывается иначе и есть необходимость увеличить количество денег, он снижает НОР. Процент по кредитам уменьшается. Коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты. Изменение НОР влияет на величину денежного мультипликатора.

Чем выше ликвидность депозита,  тем выше резервное требование по нему.

Кредитные операции – предоставление кредитов со стороны ЦБ по

устанавливаемой им ставке централизованного финансирования (ставка рефинансирования). Устанавливается обычно на уровне выше рыночной, чтобы КБ использовали этот источник кредита, только когда источники на частном рынке исчерпаны.

Дисконтное финансирование – (переучетное окно) – выдача кредита ЦБ коммерческим банкам под покупку у них государственных и частных долговых обязательств (переучет векселей) по ставке рефинансирования.

Ломбардное финансирование – выдача кредита под залог государственных или первоклассных частных ценных бумаг по ставке рефинансирования.

Рост кредитования со стороны ЦБ увеличивает предложение денег, уменьшение – сокращает.

Прямые     инструменты  – механизмы денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.

Контроль над процентными ставками – директивное установление параметров процентных ставок. ЦБ может контролировать верхний или нижний уровень, размах колебаний процентных ставок по всем или отдельным видам операций.

Контроль над учетной ставкой – установление ставки рефинансирования обычно на уровне выше рыночного и периодически пересматриваемого денежными властями. Рефинансирование –ЦБ покупает кредиты, выданные КБ, по цене ниже их номинала и под залог обычно государственных ценных бумаг. Повышение СР приводит к повышению рыночных процентных ставок и используется для сокращения денежной массы, поскольку централизованный кредит становится менее доступным.

Нижний уровень ставки по депозитам –предписываемый денежными властями минимальный уровень процента, который КБ должны платить по депозитам. Обычно на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования.

Верхний уровень ставки по кредитам – предписываемый денежными властями максимальный  уровень процента, под который КБ могут выдавать кредиты. Используется для регулирования прибыльности КБ и устанавливается с премией к ставке рефинансирования.

Межбанковские льготные ставки – низший предел проц. Ставки, устанавливаемый ЦБ для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Стимулирует рост предложения денег. Применяется в ограниченных масштабах для стимулирования кредитования отдельных отраслей.

Увеличение процентных ставок сокращает предложение денег, падение – увеличивает.

Потолки межбанковского кредитования (кредитные квоты), устанавливаются как доля от капитала, существующих кредитов или объемов депозитов. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов.

Уставные коэффициенты ликвидности – рост коэффициента сокращает предложение денег.

Целевые кредиты – кредиты, предоставляемые ЦБ коммерческим банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с государственными приоритетами, преимущественно на государственных предприятиях. Увеличивают предложение денег.

  • Функционирование денежно-кредитной системы РК и роль Национального банка в его совершенствовании

Денежно-кредитная система в Казахстане  представлена Национальным банком,  коммерческими банками, инвестиционными, страховыми компаниями,  пенсионными фондами, Казахстанской ипотечной компанией и  мелкими кредитными учреждениями  типа ломбардов  и кредитных  товариществ.

Наиболее  динамично  развивающейся  является  банковская    система.       На 1 сентября  2003 года функционировало 35 банков, в том  числе  государственных  -2,  с иностранным участием –16. С 2003  года все банки  Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал составил  198,6 млрд. тенге  (в  эквиваленте  1,3 млрд.  долл. США),  совокупные  активы  – около  1,5 трлн.  тенге  (10 млрд. долл.). Около  58% активов  банков  размещаются в виде кредитов экономике.

Альтернативой  банковскому  кредитованию призвана  стать система вексельного рефинансирования, которая запущена в 2000 году. Эффективным механизмом мобилизации  и перераспределения внутренних сбережений  населения с принятием Закона  «Об инвестиционных фондах» станет  институт паевых и акционерных инвестиционных  фондов.

Охватить финансовыми услугами более широкий круг лиц и  организаций в  различных регионах страны позволит создаваемая трехуровневая система кредитования, которая помимо банков второго  уровня включает организации, осуществляющие  отдельные виды банковских услуг и микрокредитные организации.  Данной задаче также будет  способствовать почтово-сберегательная система.

Для решения социальных проблем населения в Казахстане  с  2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. Ее  первый уровень представлен первичными кредиторами в лице банков и небанковских организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, а верхний уровень  –  Казахстанской  Ипотечной компанией, главной задачей  которой  является рефинансирование банков, осуществляющих ипотечное кредитование, на вторичном рынке.

Для улучшения жилищных условий создана система строительных  сбережений. В этой системе клиент осуществляет  первоначальное  накопление  в созданном  в апреле 2003  года  Жилстройсбербанке, после чего  получает право  на кредит.

 

3 Законодательная  и организационная основа регулирования денежного обращения   в РК
В соответствии с Указом в нашей республике основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
– процентные ставки по операциям Национального Банка Казахстан с банками;  -норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и видам привлеченных средств (резервные требования);
– операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
– кредиты банкам и правительству;
– интервенции на валютном рынке;
введение в исключительных лучаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы кредитных операций отдельных видов.
Национальный Банк Казахстана устанавливает единую официальную процентную ставку рефинансирования, вправе вводить одну или несколько более высоких ставок по особым видам операций (ломбардный кредит, кредит на покрытие дебетового сальдо и другие) и может проводить процентную политику без фиксации официальной процентной ставки.
Официальная процентная ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложений по кредитам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.
Официально установленные ставки Национального Банка Казахстана представляют собой минимальные ставки, по которым Национальный Банк Казахстана может выступать в операциях на определенных условиях.
Национальный Банк Казахстана использует свою процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки для реализации целей государственной денежно-кредитной политики.
В соответствии с целями ГРЭ центральный банк (в Казахстане Национальный Банк) меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала. Повышая официальную учетную ставку, он делает кредит более дорогим, менее выгодным для заемщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, одновременно сокращая приток этих денег в экономику. При понижении ставки наблюдается обратная картина: дополнительные средства поступают в экономику, направляются на финансирование инвестиций, пополнение оборотных средств, приобретение товаров длительного пользования, ценных бумаг, инфраструктурное и жилищное строительство.
Кроме непосредственного воздействия на хозяйственную активность, изменения учетной ставки центрального банка оказывают сильное влияние на состояние экономики.

Количественные ограничения кредита. Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами.
Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов методами денежно-кредитного регулирования.
Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с коммерческими банками.
Обязательные   минимальные  резервы. Это средство денежно-кредитного регулирования призвана решить четыре задачи:
1. Экономическая задача; в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству, как волны от камня, брошенного в воду. или более.
2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков.

  1. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в центральном банке в бессрочных счетах. По решению руководства центрального банка они могут увеличиваться и уменьшаться, но всегда на счетах остается какой-то минимум, который по мере развития банковского кредита, роста суммы срочных обязательств постепенно увеличивается.
    4. Задача обеспечения центрального банка мощным инструментом ГРЭ: если центральный банк снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в народное хозяйство.
    источников кредита.
    Покупка и продажа ценных бумаг. Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

Ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной

политики. Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.

      Займы. Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики. Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года.
      Валютные интервенции.  Валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики

 

4 Государственные меры по обеспечению стабильности финансового рынка и реального обменного курса валют

Основной целью денежно-кредитной политики на 2011-2015 гг. является обеспечение стабильности цен. Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

−   обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего устойчивые темпы экономического роста;

−   поддержание обменного курса тенге на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отраслей экономики.

Для достижения поставленных задач в рамках денежно-кредитной политики будут предприниматься меры, направленные на обеспечение стабильного функционирования отечественной финансовой системы, а также стабильного обменного курса тенге и устойчивости платежного баланса страны.

Низкий уровень инфляции будет поддерживаться в комплексе с мерами антиинфляционной политики Правительства.

Национальный Банк будет регулировать краткосрочную ликвидность банков в целях поддержания ее на адекватном уровне.

Регулирование ставок по операциям Национального Банка, включая официальную ставку рефинансирования, будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.

Курсовая политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики, то есть проведение курсовой политики не должно допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. Политика обменного курса должна адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998

Контрольные задания для СРС

Задача 3. В текущем году объем депозитов в банковской системе страны составил 2800 млрд.тг, сумма наличных денег в обращении составила 900 млрд.тг, норма обязательных резервов 10%. Определить величину денежной массы и денежной  базы, и на сколько увеличится денежная масса при увеличении денежной базы на 1 денежную единицу (денежный мультипликатор).