Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана

Тен Н.В.

КарГТУ

План лекции

1 Стратегия территориального развития Казахстана до 2015 года о формировании конкурентоспособных специализаций регионов

2 Причины и сущность региональной политики

3  Макроэкономические и микроэкономические аспекты регулирования регионального развития

4 Программа “Развитие регионов”

 

1 Стратегия территориального развития Казахстана до 2015 года о формировании конкурентоспособных специализаций регионов

Формирование конкурентоспособных специализаций регионов предусматривает следующий комплекс мер:

-проведение маркетинговых исследований для определения направлений позиционирования (специализации) регионов и опорных городов страны в национальной, региональной и мировой экономической системе;

-разработка областями и опорными городами на основе проведенных маркетинговых исследований стратегий развития (конкурентных стратегий), определяющих направления их позиционирования на национальном, региональном и мировом рынках. В основу разработки стратегий развития регионов должна быть положена следующая методология:

-геоэкономический масштаб позиционирования регионов;

-первоочередная ориентация на собственные возможности (самоорганизация и мобилизация внутренних ресурсов);

-ориентация регионов не только на эффективное использование традиционных факторов производства, но и развитие специализированных факторов, таких, как инновационный потенциал, квалифицированная рабочая сила, современная инфраструктура и институциональная среда;

-реализация потенциала отраслевой и территориальной кооперации;

-создание благоприятного бизнес-климата и вовлечение в общий процесс экономического развития широкого круга экономических субъектов.

Реализация кластерных инициатив будет осуществлена:

-за счет объединения усилий малых и средних компаний, а также других заинтересованных организаций для выхода на те ниши, где регион (или несколько близлежащих регионов) обладает потенциальными конкурентными преимуществами;

-в регионах, где действуют крупные вертикально интегрированные компании (преимущественно в нефтегазовой и горно-металлургической отраслях), – за счет объединения усилий малых и средних компаний для получения и выполнения заказов по поставке товаров и услуг, соответствующих требованиям крупных компаний региона.

 

  1. Причины и сущность региональной политики

В рамках одного государства существует объективная основа для неравномерного развития регионов, обусловливающая их значительную дифференциацию по многим жизненно важным характеристикам и прежде всего – по экономическим и социальным. Что является причинами неравномерного развития регионов?

Объективные факторы:

-обеспеченность природно-сырьевыми и трудовыми ресурсами;

  • географическое местоположение;
  • природно-климатические условия;
  • этнонациональный состав населения;
  • исторически сложившиеся культурные и экономические связи и т.д.

Субъективные факторы – решения управленческих органов по проблемам экономического развития конкретного региона ( об инвестировании, размещении производительных сил в связи с освоением конкретных территорий).

     Резкая дифференциация регионов является нежелательным и даже недопустимым явлением, приводящим к нарастанию противоречий и социальных конфликтов, затрудняя развитие внутреннего рынка и межрегиональных связей, увеличивая нагрузку на национальный бюджет. И в конечном итоге это может разрушить целостность национальной экономики. Поэтому региональная политика является частью экономической политики государства

Казахстан не является исключением: 14 областей находятся в различных природно-климатических зонах, имеют разную историю развития, экологию и поэтому уровни их социально-экономического развития существенно отличаются. В этой связи сначала в бывшей советской республике, а затем и в суверенном Казахстане проводилась определенная региональная политика. Тем не менее, за годы реформ дифференциация усилилась, а социально-экономические проблемы обострились. Остались проблемы малых городов депрессивных регионов.
Под региональной политикой в новой Концепции понимается комплекс экономических, правовых, социальных и других мер, применяемых государством для эффективного и гармоничного развития регионов, предоставление проблемным регионам равных возможностей с остальными для достижения равноценных условий жизни, занятости и т.д.
Она формируется и осуществляется на 3-х уровнях: национальном, региональном и местном. На каждом из них формируются свои цели, методы и инструменты.

    В наиболее общем виде цели РЭП при всем многообразии форм в разных странах должны обеспечить компромисс между эффективностью и социальной справедливостью.

Экономические цели – оживление производства, создание полюсов роста и СЭЗ, повышение конкурентоспособности регионального производства, усиление межрегиональной интеграции и.д.

Социальные цели – увеличение занятости, повышение доходов, улучшение социальной ин6фраструктуры, расширение доступности общественных  благ.

Принцип социальной справедливости – обеспечение гражданам и социальным группам равные возможности получения доходов и общественных благ независимо от их местоположения.

 

  1. Макроэкономические и микроэкономические аспекты регулирования регионального развития

Макроэкономическая РЭП проводится управленческими, законодательными и исполнительными властями. На этом уровне решения о развитии всей национальной экономики  и каждого региона в отдельности принимаются с учетом общенациональных интересов. При этом национальная экономика рассматривается как система взаимосвязанных регионов, различающихся между собой по многим признакам. В этой системе функционируют такие объекты, которые определяют уровень производственно-экономического потенциала всей страны,  ее место в мировом экономическом пространстве.  Это: ВПК, конкурентоспособные, наукоемкие и высокотехнологические отрасли и сферы, наиболее значимые культурные и социальные объекты и.т.д. Регулирование развития этих объектов является основной функцией верхнего уровня  государственной региональной экономической политики.

Усилия государства сосредоточены в 3-х направлениях: организационно-управленческом, законодательно-правовом, финансово-экономическом.

  Макроинструменты региональной экономической политики представляют собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики.

Так, для проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки на бизнес, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Для компенсации неблагоприятных условий и привлечения населения в некоторые регионы государство может понижать подоходный налог или вводить надбавки к заработной плате

В последние годы наблюдается перемещения центра тяжести регулирования с верхнего макроэкономического уровня на нижний региональный уровень. Внешние причины – критическое отношение к потерям доходов национальных бюджетов в результате регионального перераспределения и политики и политики ЕС по устранению препятствий для рыночной конкуренции. Внутренние причины – определяются особенностями развития отдельных территорий. Региональные органы обладают более качественной информацией и они более заинтересованы в эффективном функционировании своих предприятий. Поэтому, региональные органы стремятся обеспечить максимальную предсказуемость и контролируемость всех факторов регионального развития, которые прямо или косвенно влияют на показатели комплексного развития соответствующих территорий, на жизненный уровень его населения.

Микроинструменты РЭП применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики.

Выделяются два главных направления воздействия: на труд и капитал.