Формирование и развитие у учащихся школы Международного Бакалавриата понятия международного мышления
Омарова Клара Серикбаевна
Учитель-модератор русского языка и литературы
Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан
Асанбаева Мая Абимулдаевна
Учитель-модератор русского языка и литературы
Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан
Вопрос исследования: как эффективно развивать понятие международного мышления у учащихся Международного Бакалавриата?
Цель статьи: поделиться опытом, наработками, ресурсами по развитию навыка международного мышления учащихся в MYP программе с коллегами.
Постановка проблемы.
В условиях современного цифрового мира актуальным становится быть не только гражданином своей страны, а осознание учеником себя как части большого мирового сообщества. Находясь в постоянном поиске, ученик также ищет свое место в разнообразии мира. Поэтому для него большую роль в жизни играет активность, инициативность, самостоятельность, креативность, саморазвитие, быстрая адаптация к требованиям реальности, т. е развитие в себе международного мышления. Человек, обладающий такими чертами характера, организован, успешен, умеет рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных жизненных ситуациях. Основу для развития международного мышления личности необходимо закладывать в обучении в программе MYP.
Одним из аспектов формирования международного мышления является идентичность и мировая культура. Ученик должен не только знать культуру, традиции и обычаи своего народа, но и ее место в мировой культуре, какую лепту он может внести в развитие своей культуры, таким образом, обогащая мировую культуру. Единственный способ по достоинству оценить чужую культуру — это сначала досконально изучить свою. Учащимся 7 класса было предложено в юните «Сохраняя язык, сохраняем культуру» подготовить устное выступление на тему «Традиции и обычаи казахского народа». Вывод связать с идеей исследования «Выбор определённых слов отражает философию, образ жизни и культуру любого народа» и с повестью «Наша семья» Б. Момышулы. Данная работа позволила учащимся исследовать культуру казахского народа на основе повести « Наша семья» Б. Момышулы, изучить традиции и обычаи своей семьи, исследовать генеалогию семейного древа, узнать истоки появления своей семьи, узнать историю своих предков. Это сформировало у учащихся понимание своей идентичности, принадлежности к своей нации, какое место занимает его культура в мировой сокровищнице культур.
Основой формирования международного мышления у учащихся среднего звена является уважение культуры и языков других народов. Ученики 9 класса в юните «Диалог культур», изучая данную тему, брали интервью у иностранных граждан, работающих и проживающих в Казахстане о взаимодействии разных народов, об особенностях культур других национальностей. Данное исследование привело к пониманию учащимися, что мир разнообразен, интересен разными культурами народов, проживающих на территории Казахстана. А также ученики узнали, что существуют проблемы в виде конфликтов на религиозной почве и их можно решить, уважая культуру другого народа.
Успех в межкультурном общении не возможен без сформированной социальной компетенции учащихся, то есть, возможности взаимодействовать с другими и чувства уверенности в себе, а также умения принимать на себя различные социальные роли и способности справиться со сложившимися ситуациями. Ученики 7 класса в юните «Голос общества в решении глобальных проблем современности» после просмотра видеоматериала «Девочка, заставившая замолчать мир на 6 минут» выявляют одну из проблем по стратегии «Идеал». Затем они подтверждают данную проблему фактами из устного визуального текста и предлагают, как можно больше способов решения проблемы. Из предложенных вариантов выбирают наиболее рациональный способ решения проблемы и отвечают на вопрос: «Почему выбранный вариант решения проблемы наиболее подходящий?».
Учащиеся выбрали проблему голода и предложили свои пути решения: 1) составить план действий; 2) призвать людей к борьбе с голодом; 3) открыть фонд для сбора денег на поставку еды и воды и выделять из бюджета деньги на решение этой проблемы; и последнее – целенаправленно отправлять деньги голодающим через благотворительные фонды. Самым рациональным выходом из положения ученики посчитали третий путь, так как он будет способствовать тому, что все люди будут жить в достатке.
Данная работа позволяет учащимся осознавать себя частью большого мира, стремиться быть активными гражданами своей страны, умеющими принимать на себя различные социальные роли и справиться со сложившимися ситуациями.
Международное мышление предполагает быть активным членом мирового сообщества, быть заинтересованным в принятии вызовов мира, поддерживая основы лучшего мира без войны. В юните «Языком прозы о войне» ученики 9 класса исследовали тему дружбы в романе Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» на основе образов еврейского мальчика Шмуэля и немецкого мальчика Бруно. Учащиеся в презентациях делятся своими размышлениями о теме войны, мира и конфликтов. Например, ученик А. пришел к заключению, что «Эта книга показывает насколько важно создание баланса между собственной идентичностью и мировыми культурами». Другая ученица Б. пишет: «Автор, рассказывая историю дружбы 2 детей разной национальности, хочет побудить людей перестать делиться на национальности и тем самым поддерживает лучшие основы мира без войны и дискриминации». Один из учеников выражает свое понимание дружбы таким образом, «что дружба народов может основываться на дружбе 2 людей и наша дружба с кем-то может изменить мир».
Рисунок 1 Несколько вариантов ответов учащихся в презентации.
Данная работа формирует у учащихся понимание важности дружбы, толерантности, терпимости по отношению к представителям другой национальности.Дети выражают свою активную позицию и высказываются против ужасов войны, за мир во всем мире, предлагают пути решения военных конфликтов в мире.
Суть воспитания международного мышления заключается в том, чтобы сформировать у человека активную гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Это также находит отклик в миссии нашей школы: «…чтобы развивать людей с глобальным мышлением, которые, признавая их общую человечность и общую опеку над планетой, помогают создавать лучший и более сплоченный мир».