Формирование и развитие у учащихся школы Международного Бакалавриата понятия международного мышления

Омарова Клара Серикбаевна

Учитель-модератор русского языка и литературы

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан

Асанбаева Мая Абимулдаевна

Учитель-модератор русского языка и литературы

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан

Вопрос исследования: как эффективно развивать понятие международного мышления у учащихся Международного Бакалавриата?

Цель статьи: поделиться опытом, наработками, ресурсами по развитию навыка международного мышления учащихся в MYP программе с коллегами.   

Постановка проблемы.

            В условиях современного цифрового мира актуальным становится быть не только гражданином своей страны,  а осознание  учеником себя как части большого мирового сообщества. Находясь в постоянном поиске, ученик также ищет свое место в разнообразии мира. Поэтому для него большую роль в жизни играет активность, инициативность, самостоятельность, креативность, саморазвитие, быстрая адаптация к требованиям реальности, т. е развитие в себе международного мышления. Человек, обладающий такими чертами характера, организован, успешен, умеет рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных жизненных ситуациях. Основу для развития международного мышления личности необходимо закладывать в обучении в программе MYP.

         Одним  из аспектов формирования международного мышления является идентичность и  мировая культура. Ученик должен не только знать  культуру, традиции и обычаи своего народа, но и ее место в мировой культуре, какую лепту он может внести в развитие своей культуры, таким образом, обогащая мировую культуру. Единственный способ по достоинству оценить чужую культуру — это сначала досконально изучить свою. Учащимся 7 класса  было предложено в юните «Сохраняя язык, сохраняем культуру» подготовить  устное  выступление  на тему «Традиции и обычаи казахского народа». Вывод связать  с идеей исследования «Выбор определённых слов отражает философию, образ жизни и культуру любого народа» и с повестью «Наша семья» Б. Момышулы. Данная работа позволила  учащимся  исследовать  культуру казахского  народа на основе повести « Наша семья» Б. Момышулы, изучить традиции и обычаи своей  семьи, исследовать генеалогию семейного древа, узнать истоки появления своей семьи, узнать историю своих предков. Это сформировало у учащихся понимание своей идентичности, принадлежности к своей нации, какое место занимает его культура в мировой сокровищнице культур.

         Основой формирования  международного мышления  у учащихся среднего звена является уважение культуры и языков других народов. Ученики 9 класса в юните «Диалог культур», изучая данную тему, брали интервью у иностранных граждан, работающих и проживающих в Казахстане о взаимодействии разных народов, об особенностях культур других национальностей. Данное исследование привело  к пониманию учащимися, что мир разнообразен, интересен разными культурами народов, проживающих на территории Казахстана. А также ученики узнали, что существуют проблемы в виде конфликтов  на   религиозной почве и их можно решить, уважая культуру другого народа.

         Успех в межкультурном общении не возможен без сформированной социальной компетенции  учащихся, то есть, возможности взаимодействовать с другими и чувства уверенности в себе, а также умения принимать на себя различные социальные роли и способности справиться со сложившимися ситуациями. Ученики 7 класса в юните «Голос общества в решении глобальных проблем современности» после просмотра видеоматериала «Девочка,  заставившая замолчать мир на 6 минут» выявляют  одну из проблем по стратегии «Идеал». Затем они подтверждают данную проблему фактами  из устного визуального текста и предлагают,  как можно больше способов решения проблемы. Из предложенных вариантов выбирают   наиболее рациональный  способ решения проблемы и отвечают на вопрос:  «Почему выбранный вариант решения проблемы наиболее подходящий?».

     Учащиеся выбрали проблему голода и предложили свои пути решения: 1) составить план действий; 2) призвать людей к борьбе с голодом;  3) открыть фонд для сбора денег на поставку еды и воды и выделять из бюджета деньги на решение этой проблемы; и последнее –  целенаправленно отправлять   деньги голодающим через благотворительные фонды. Самым рациональным выходом из положения ученики  посчитали третий  путь, так как он будет способствовать тому, что все люди будут жить в достатке.

  Данная работа позволяет учащимся   осознавать   себя частью большого мира, стремиться  быть активными гражданами своей страны, умеющими принимать на себя различные социальные роли и  справиться со  сложившимися ситуациями.

Международное мышление предполагает быть активным членом мирового сообщества, быть заинтересованным в принятии вызовов мира, поддерживая основы лучшего мира без войны. В юните «Языком прозы о войне» ученики 9 класса исследовали  тему дружбы в романе Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» на основе образов еврейского мальчика Шмуэля и немецкого мальчика Бруно. Учащиеся в презентациях делятся своими размышлениями о теме войны, мира и конфликтов. Например, ученик А. пришел к заключению, что «Эта книга показывает насколько важно создание баланса между собственной идентичностью и мировыми культурами». Другая ученица Б. пишет: «Автор, рассказывая историю дружбы 2 детей разной национальности,  хочет побудить людей перестать делиться на национальности и тем самым поддерживает лучшие основы мира без войны и дискриминации». Один из учеников выражает свое понимание дружбы  таким образом, «что дружба народов может основываться на дружбе 2 людей и наша дружба с кем-то может изменить мир».

Рисунок 1 Несколько вариантов ответов учащихся в презентации.

        Данная работа формирует  у учащихся понимание важности дружбы, толерантности, терпимости по отношению к представителям другой национальности.Дети выражают свою активную позицию и  высказываются против ужасов войны, за мир во всем мире, предлагают пути решения военных конфликтов в мире.

        Суть воспитания международного мышления заключается в том, чтобы сформировать у человека активную гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Это также находит отклик в миссии нашей школы: «…чтобы развивать людей с глобальным мышлением, которые, признавая их общую человечность и общую опеку над планетой, помогают создавать лучший и более сплоченный  мир».