Генезис категории «детское общественное объединение» в современной педагогической науке

Кокорина Вероника Витальевна

Воспитатель, магистрант

ТОО «САД СКО», ясли-сад «Знайка», г.Петропавловск, ОмГА (г.Омск, РФ)

В условиях развития демократического общества важное значение приобретает проблема будущего детства, которое требует создания и обеспечения особых условий для существования, приоритетности внимания к нему со стороны государства. Детство – это социальный феномен, фактор создания нового мирового порядка, неотъемлемая часть образа жизни и культуры человечества; социальное явление, которое определяет роль, место и положение детей в государстве и обществе, состояние и уровень отношения взрослых к детям, создание справедливых условий для развития детей, для защиты их прав путем формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Детство – это самоценный, уникальный и фундаментальный период в развитии человека, так называемое «золотое время» его жизни [1, с. 297]. Особенную роль в жизнедеятельности и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество играет детская субкультура – специфические ценности и установки, характерные именно для детской среды. Наиболее значимым институтом социализации личности выступают структуры детского движения – детские общественные объединения и организации, которые играют существенную роль в развитии и социализации детей как граждан демократического общества. С другой стороны, детство выступает в качестве объективной предпосылки зарождения детского движения.

В теории и методике воспитания издавна существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором в развития личности, ее социализации, так как будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Только в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях.

Генезис понятия «детское движение» относится к 10-20-м годам XX века. Накопление знаний о сущности данного явления и термина, его обозначающего, шло постепенно. И.В. Руденко, в этом процессе выделяет три этапа: 1 этап — знакомство общественности, педагогов с практикой работы первых детских формирований; 2 этап — обобщение и систематизация педагогических знаний о детском движении как новой форме воспитания; 3 этап — оформление этих знаний в виде подходов, идей и определений [2, с. 11].

В начале XX века существовало достаточно большое количество подходов к его определению и это вызывало определенную сложность. Одни педагоги положили в его основу социальную функцию, другие воспитательную, третьи создание детских организаций связывали с биологическими причинами, считали, что детское движение — это естественное стремление детей к самоорганизации.

В середине XX века В.Г. Яковлев сделал попытку раскрыть понятие «детское движение» как социальное явления, имеющее педагогические цели. В.В. Лебединский рассматривал детское движение как важный социальный институт воспитания. Определения этих авторов носили ограниченный характер, так как соотносились только с деятельностью пионерской организации [2, с. 12].

В условиях реформирования общества в 90-е годы XX века наметились новые подходы к разработке данной категории. Определенный вклад в ее осмысление внесли члены Ассоциации исследователей детского движения (Л.В. Алиева, М.В. Богуславский, Н.Ф. Басов, А.Г. Кирпичник, К.Д. Радина, Т.В. Трухачева и др.). Детское движение как понятие отражено в работах Л.В. Алиевой, Е.В. Титовой, В.А. Лукова, И.Н. Никитина, Р.А. Литвак, Л.В. Кузнецовой и др.

Т.В. Трухачева, под детским движением понимает систему, основными элементами которой выступают люди-взрослые и дети, добровольно объединившиеся в организации, ассоциации, союзы и иные виды формирования для достижения определенных связей и отношений друг с другом. Как система детское движение обладает рядом отличительных признаков: во-первых, разнообразием сообществ, отличающихся по видам; во-вторых демократичностью как следствием разнообразия, которое позволяет самим сообществам создавать, устанавливать и осваивать на практике нормы и процедуры отношений взрослых, детей, взрослых и детей [3, с. 59-60].

В.А. Кудинов, детское движение рассматривает как совместную деятельность детей и взрослых по реализации общественного идеала, в служении ему видевших смысл настоящего и надежду на будущее. По его словам, в молодежных организациях, составляющих живую ткань, дети и подростки добиваются защиты и реализации своих прав, базирующихся на общечеловеческих гуманистических ценностях. Возникает детское движение не самостоятельно, а при поддержке государства и общества, политических институтов и общественных организаций [4, с. 7].

И.Н. Никитин детское движение видит как конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, которая характеризуется наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований [3, с. 63].

Таким образом, детское движение исследователи В.А. Кудинов, Л.В. Кузнецова, И.В. Никитин представляют как конкретно-историческое явление, состояния «институциональной организованности детей» [2, с. 13].

Понятие «детское движение» употребляется в нескольких значениях в работе Е.В. Титовой [5]. В общем значении под детским движением понимается совокупность действий и деятельностей всех детских (подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе. Например, детское движение в России, понятие употребляется в масштабах всего государства в целом, или в каком-либо регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе).

В рамках общего социального явления можно говорить об отдельных видах детского движения, которые отличаются содержанием и направленностью своей деятельности, определенным типом организации, степенью координации. В этом случае, указывается видовая или возрастная спецификация, к примеру: детское экологическое движение, юношеское военно-патриотическое движение, скаутское движение и др.

Понятие «движение» Е.В. Титова также определяет как одну из форм активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками. Например, детско-юношеское движение «Юные за возрождение Петербурга». Участники такого рода объединений могут включаться в деятельность в рамках конкретных программ и акций, как на постоянной, так и на временной основе, отличительной чертой является непостоянство состава участников, отсутствие между ними регламентированных связей [5].

Л.В. Алиева отмечает, что динамика детского движения обусловлена несколькими чертами:

1) конкретно-историческими условиями развития человека, государственного устройства страны и ее системы воспитания;

2) «внутренними» возможностями социализации и воспитания, заложенными в самой природе детского движения;

3) в многообразии видов, форм и способов организации детской самодеятельности;

4) демократизация и гуманизация;

5) практикой создания воспитательных систем [6, с. 34].

Разновидностью детского движения является детское общественное движение. Для того чтобы понять сущностные смыслы общественного движения, следует определиться с самим понятием «общественное». Применительно к детскому движению включают три признака:

– общественное – не подчиняющееся государству и системе образования, не является частью образовательной системы (школы, внешкольных учреждений);

– общественное – это то, что инициируется снизу – детьми и взрослыми, разделяющими общую социальную идею;

– общественное – это направленное на преобразование окружающей жизни, то есть деятельность такого объединения несет общественно значимый смысл, приносит пользу людям [7, с. 87].

Проанализировав различные точки зрения применительно к детскому движению, можно сделать выводы, что в определение детской общественной организации можно ввести следующие признаки:

1) направленность на социально значимую деятельность;

2) равноправное участие взрослых. Анализ понятия «детское движение», представленный в исследованиях и специальной литературе позволяет характеризовать его как социально- педагогическую систему, вид социального движения, конкретно-историческую институциональную реальность, выражающую роль детства, которая имеет образовательный потенциал. Сама категория «детского движения» в педагогической науке трактуется как совокупность детских организаций и детских общественных объединений, действующих на основе определенной территории.

Сущность категории детского движения исходит из идеи природной активности детей, их закономерного стремления к объединению со сверстниками, в которых подросток видит средство самозащиты, самоопределения, самоутверждения.

Литература:

1. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.

2. Руденко, И.В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагогический анализ): монография / И.В. Руденко под ред. Л.В. Алиевой. – М.: Пед. общество России, 2008. – 232 с.

3. Детское движение. Словарь-справочник. Изд. 2. / Ред. сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2005. – 544 с.

4. Кудинов, В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке: монография / В.А. Кудинов. – Кострома: Костромской гос. ун-т., 2020. – 145 с.

5. Титова, Е.В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования: [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». – Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2082, свободный. – Загл. с экрана.

6. Харланова, Е.М. К вопросу о взаимодействии школы и детских общественных объединений в разработке рабочей программы воспитания / Е.М. Харланова, С.В. Рослякова, Т.Г. Калугина, С.В. Буравова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 356-361.

7. Мальцева, Э.А. Детское движение как предмет научного познания / Э.А. Мальцева, Н.М. Костина // Вестник Удмуртского Университета. – 2018. – № 2-3. – С. 81-92.