Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения

Поставнева Лариса Анатольевна

Преподаватель

Современный гуманитарно-технический колледж

Существует крылатая фраза: «Чертёж – язык техники».  Интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно растет. Возникает некоторый парадокс – разнообразной техники вокруг нас всё больше и больше, а предмет «черчение» в школе убрали. Черчение, единственный школьный предмет, который может развить у человека пространственное восприятие окружающего мира, который дает возможность раскрыть в себе инженерный талант. И совсем не понятно, почему именно сейчас, когда необходимо возрождать производство, когда стране нужны грамотные рабочие, талантливые инженеры, черчение в школе практически отменили. Дать знания, умения и навыки начального курса черчения в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем учащимися, особенно при продолжении обучении в технических вузах или в профессиональной деятельности –это просто необходимо.

Основной задачей черчения является развитие пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, необходимо научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображение, читать и выполнять чертежи деталей, читать несложные сборочные и строительные чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы. Самое главное, что должны понять учащиеся при изучении курса черчения, это то, чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект.

Большое значение имеет решение творческих задач, например, с преобразованием формы предмета, изменением его положения в пространстве. Задачи с элементами конструирования позволяют применять полученные навыки на практике, учиться творчески, мыслить. Черчение имеет огромное значение в развитии творческого мышления учащихся, работая в 3-х – мерном пространстве учащиеся начинают мыслить по-другому, объёмно, у них меняется представление о мире, это позволяет развивать творческие способности. Технически грамотный человек лучше ориентируется в современном мире, мире новейших технологий. Это позволит познакомить учащихся с основами производства, ориентировать их на выбор профессий, связанных с техникой, это особенно актуально в современном мире, когда необходимо развивать производство, строительство.

Черчение дает азы технической грамотности, что важно для цивилизованного существования в нашем технологически ускоренно развивающемся мире.  Пространственное, конструктивно-пространственное, образно-пространственное проектное мышление формируется у учащихся при изучении черчения начертательной геометрии, построении чертежей. Знание начальных основ технического черчения дает человеку возможность точного технического изображения предметов, деталей и т.д. с указанием линейных характеристик (длина, ширина, высота), чистота поверхности (чистота обработки материала), материала изделия и буквенных знаков.

В современном производстве чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на заводах изготавливают различные станки, самолеты, радиоприемники, бытовые приборы и многое другое. По чертежам изготавливают отдельные детали машин и приборов, собирают из готовых деталей сложные механизмы. Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготавливают одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и посёлки. Чертежи нужны и врачу для изучения сложной техники. Чертежи нужны и при изучении физики, математики, геометрии. Чтобы овладеть техникой, стать квалифицированным работником, надо уметь читать чертежи.

Обучение основам черчения позволяет обеспечить преемственность перехода обучающихся от основного к профильному, профессиональному обучению.