Использование тестовых заданий для мыслительной активности обучающихся

Новикова Людмила Викторовна

Преподаватель спецдисциплин

КГКП “Костанайский колледж Сферы обслуживания”

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в учебных заведениях.

Тест – это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.

Тест дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Тесты заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

-быстрота проверки выполненной работы;

-оценка достаточно большого количества учащихся;

-возможность проверки теоретического материала;

-проверка большого объема материала малыми порциями;

-объективность оценки результатов выполненной работы.

Тестирование в педагогике выполняет основные взаимосвязанные функции:

социальную, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, творческого роста педагога.

Социальная функция проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки обучающихся; определяется соответствие достигнутых обучающимися умений и навыков установленным государственным стандартам.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования.     По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Развивающая функция направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Творческого роста педагога – тесты дают педагогу возможность выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.

В работе преподавателя тесты могут выполнять функцию форм контроля.

Организация деятельности обучающихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны преподавателя и приучает их к самоконтролю. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность. 

Они обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений, обучающихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал, или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль потому, что тест охватывает большой объём материала. Поскольку сама система предполагает сравнительно быстрый ответ, то можно включить в тест большее число вопросов по всем разделам темы.

Тест легче традиционной письменной работы, так как всегда позволяет обучающемуся отметить наиболее лёгкие ответы, что даёт ему успокоенность и возможность заняться более трудными задачами.

При работе с тестом легче находить решения, ведь перед глазами имеются образцы готовых ответов и часто правильный ответ можно найти методом исключения, не вдаваясь детально в решение задачи.

Тестовые технологии упрощают процедуру проверки, позволяет обучающимся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала.

С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, и построить соответственно коррекционную работу.

Планирование деятельности работы по использованию «Тестовых технологий», в соответствии с выбранной структурой, помогает мне в составлении индивидуального плана по работе над выполнением заданий в тестовой форме всех обучающихся.

Систематическое использование заданий в тестовой форме содействует улучшению качества знаний учащихся, дает возможность ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся.

Можно выделить следующую структуру «Видов тестов»:

Группа тестов, классифицируемая, по способу предъявления выделяет:

  • С выбором готового ответа
  • С предъявлением ответа в краткой форме
  • С предъявление развернутого ответа

В группе тестов классифицируемой по цели назначения выделяют:

  • Первичное закрепление
  • Контроль ЗУН
  • Разминка в начале урока
  • Тренажер

Тесты, классифицируемые по видам тестовой деятельности:

  • Диктант
  • Самостоятельная работа
  • Контрольная работа
  • Фронтальный устный опрос
  • Тренировочная работа
  • Зачетная работа
  • Индивидуальный опрос по карточкам
  • Заполнение пропусков
  • Сопоставление явления (события) и его характеристики
  • Распознавание понятия
  • Составление последовательности
  • Конструирование моделей

По месту использования на этапах урока:

  • Актуализация ЗУН
  • Первичное закрепление ЗУН
  • Упражнения
  • Контроль ЗУН

По объему содержания и времени проведения:

  • Стартовый контроль
  • Тематические тесты
  • Итоговый зачет
  • Промежуточная аттестация
  • Итоговая аттестация знания

Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий) тесты не всегда могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Но в большинстве случаев тесты очень часто используется на уроках.

Тесты на своих уроках я использую по каждому разделу.  По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.  

Варианты заданий могут быть индивидуальны для каждого обучающегося – содержание таких тестов рассчитано на различный уровень знаний обучающихся, а также и общие для всей группы.

На своих уроках использую тесты двух видов: тест выбора верного ответа из общего числа предложенных в задании, чаще всего это 3-5 ответов, один из которых правильный, и тесты в которых предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение обучающихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

При составлении тестов я ориентируюсь по таким показателям:

1 Простота – формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими.

2 Однозначность – задание должно иметь единственно правильный ответ.

3 Определенность – после прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать.

Алгоритм тестирования, применяемый на моем уроке:

Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.

Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.

Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.

Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.

Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.

Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

Оценивание результатов работы проводится следующим образом:

– если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.

В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым обучающимся, а потом переводится в соответствующую отметку.

Тестовые задания используются мною на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний обучающихся.