Краеведение на уроках художественного труда как источник развития творческой личности ребёнка

Данильченко Елена Михайловна

Учитель художественного труда

г. Семей КГУ «СОШЛ №38»

Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,

                                                        это – и любовь к своему народу,

к своей местности, к памятникам её  культуры,  

                                                           гордость своей историей…

                                                                                                 Д.С. Лихачев

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.

Самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества,  это воспитание патриотов.

Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно – нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

Эстетическое краеведение является одним из эффективных средств и составной   частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

Н. Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение.

Проблема  гуманизации образования и гуманизации школы предполагает изменение положения уроков художественного труда. Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, стало быть, и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в своем художественном содержании, по словам философа А.Еремеева, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир.

Школьный урок художественного труда, построенный в соответствии с   требованиями современного уровня науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, должен быть пронизан элементами  краеведения.

Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях,   учитель художественного труда должен расширять и углублять их представления о  природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях  и традициях  своей Родины. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по – новому окрасить   взаимоотношения людей.

Знакомство ребенка с искусством своего края опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.

Включение элементов краеведения на уроках – лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих уроках   создаются благоприятные условия  для развития логического мышления детей. Ученик,   опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста  логические операции: сравнения и аналогии, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию.  Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей.

Всё это способствует всестороннему развитию школьников, развивает их познавательные способности и интерес к изучению родного края, формирует устойчивые качества личности, развивает разум и чувства. Использование краеведческого материала, несомненно, играет большую роль и в формировании исторического сознания детей. И наша задача – задача учителей  художественного труда при ознакомлении учащихся с  историей и культурой родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического развития своего края. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом своей области, использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Краеведческий материал можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров.

Уроки художественного труда – одна из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя и то, что чувствуют. Это изображение явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы родного края, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности. Процесс написания пейзажа родных земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.

При знакомстве с творчеством казахских, советских и современных художников особое внимание нужно уделять работам своих земляков. Используя краеведческий материал на уроке, дети в интересной форме узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин.

При изучении темы «Натюрморт» можно использовать атрибуты быта, так как анализируя каждый предмет, дети рассматривают не только форму и цвет, но и знакомятся с его предназначением, его историей.

Познавая красоту изобразительного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть предметы искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает попасть детям в необычный мир искусства, приобщая их к художественной культуре.  На таких уроках у учащихся пробуждается вера в свои творческие способности, свою индивидуальность, неповторимость, вера в то, что каждый ребёнок пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Следовательно, любовь к Родине включает любовь ко всему, что составляет его содержание, любовь к родной природе, к окружающим людям, их труду и результатам труда.

Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Какое глубокое удовлетворение получаешь от своей работы!