Организация групповой работы в начальных классах

Ковальчук Анастасия Владимировна

Учитель начальных классов

КГУ «Березовская средняя школа»

В последнее время в стране происходит усовершенствование системы образования. С целью повышения качества знаний, развития функциональной грамотности детей. Активно вводят в учебный процесс групповую работу на уроке, что помогает развивать и воспитывать такие качества личности, которые отвечают требованиям современного общества.

Групповая форма работы, при которой создается основа для самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, обеспечивает достижение планируемых результатов.  В данное время главная задача нас, педагогов, научить учащихся умению общаться, работать в группе, высказывать свое мнение, приводить доказательства.

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной  деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника  основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Любой учитель, тем более, работающий в рамках обновления содержания образования, стремится воспитать такого ученика,  умеющего  учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, быть инициативным в получение новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством  взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Для плодотворной организации групповой работы использую такие способы деления учащихся на группы.

  1. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп.
  2. Деление на группы по сезонам (зима, весна, лето, осень)
  3. Разноцветные стикеры.
  4. Учитель может изготовить или собрать коллекцию различных жетонов, предметов (фигуры разных форм, цветов, прищепки, крышки от бутылок, косточки от разных фруктов, детали от конструкторов разных размеров, цветов). Разбиение может производиться по цветам, величине, формам предметов.

Для эффективной работы в группе использую такие формы и стратегии:

Мозайка, продолжи, прием корзина идей, инсерт, водоворот, репортер, защити чужой постер. Использую правила работы в группе: 1. Учащиеся распределяют между собой роли. 2. Оценивать нужно общую работу группы.  Целесообразно подчеркивать при этом взаимовыручку, приветливость, дружелюбие участников группы.  3. Групповая работа должна занимать 15-25 минут. 4. Итогом групповой работы должна быть рефлексия.

Организуя на уроке работу в малой группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.