Lesson study как способ улучшения практики учителя

Омарова Клара Серикбаевна

Учитель-модератор русского языка и литературы

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан

Сыздыкбаева Даметкен Мусахановна

Учитель-модератор русского языка и литературы

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Нур-Султан

Lesson Study  предполагает улучшение практики преподавания учителя  через исследование урока: «Lesson Study  помогает учителям реализовывать подход в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной  целью которого является оказание помощи учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы» [Дадли,П. 2011,№1]

 В начале  учебного года в нашей школе была создана мини – группа по Исследованию урока.  В нее вошли учителя английского и русского языков, работающие в старших классах. Каждый участник  в сентябре  проводил анализ результатов контрольных работ, рефлексии, опрос среди учащихся, которые помогают выявить проблемные зоны в классах. Данные анализов показали, что некоторым учащимся необходима помощь в организации работы над навыками  исследования и критического мышления для достижения лучших результатов.

                                             Заседания мини –группы исследователей

Фокусом нашей группы стали учащиеся старших классов Дипломной программы. Цель  группы -создание условий для развития навыков исследования, критического мышления учащихся через  использование  различных стратегий и подходов к обучению.

Учителя  провели уроки исследования, совместное обсуждение результатов уроков учителей,  сделали  выводы по дальнейшей работе с наблюдаемыми учениками по улучшению своей  практики  преподавания.

Учитель английского языка Салимбаева Гаухар в результате проведения полного цикла, состоящего из 3 уроков наблюдения в 11 классе (группа HL4),  получила от коллег рекомендации касательно следующих учащихся – ученика А,  ученика Б и  ученика С. Рекомендации были даны Омаровой К.С., Кабышевой Ж.О., Сыздыкбаевой Д. М., Асанбаевой М.А.,Камаловой А.

Рекомендации по ученику А: по результатам наблюдения за данной  ученицей, выяснилось, что она нуждается в постоянной поддержке, во время выполнения работ не уверена в своей правоте, легко может поменять свое мнение, и начать прислушиваться и соглашаться с мнением других. Было заметно по итогам урока, что данная ученица стесняется высказывать свое мнение и предпочитает не делиться своими идеями. Связано это, прежде всего, с недостаточным уровнем знаний по роману “Brave New World”, где учащимся необходимо демонстрировать высокий уровень английского языка, а также критическое мышление. По результатам наблюдения были даны следующие рекомендации: больше времени уделить данной ученице, поддерживать при выполнении самостоятельных или групповых работах, а также выяснить, нет ли проблем в семье — консультация психолога и куратора.  

Рекомендации по ученику Б — данная ученица не проявляет себя на уроках, практически никогда не высказывает свое мнение по собственной инициативе. Необходимо постоянное внимание  за ее деятельностью на уроке, так как  она очень быстро отвлекается на разговоры или выполнение какой-то ненужной работы. По итогам данного урока, командой наблюдателей были даны следующие рекомендации: вовлекать ученицу в процесс дискуссии, задавать вопросы, прпридать ее деятельности  больше значимости и ответственности. Таким образом, было решено назначить данную ученицу лидером небольшой группы, где она почувствовала бы ответственность и начала брать инициативу в свои руки. Необходимо отметить, что данная рекомендация была учтена при планировании серии уроков второго цикла и была успешно выполнена ученицей. Наблюдалось повышение уровня ответственности ученицы, она стала более внимательной, прислушивалась к мнению других,  перестала отвлекаться на ненужные вещи и старалась нести всю ответственность за успех группы.  По ученику С.  была рекомендована дифференцированная работа с другими  – менять пары, группы, назначить  лидером группы, так как  пассивен  и не выполняет  весь объем работы, очень легко теряет концентрацию, хотя успеваемость достаточно высокая.

Таким образом, учитель английского языка Салимбаева Гаухар получила от коллег во время Исследования уроков конкретные и результативные предложения и рекомендации, которые были использованы на практике.

Лист наблюдения и рекомендации по уроку Салимбаевой Г.:

У учителя русского языка и литературы Сыздыкбавеой Д. М. были проблемы  с  анализом и интерпретацией текста некоторых учащихся в 11  классах. Поэтому,   учитывая  индивидуальные  особенности  учащихся   11 классов, учителем  были  запланированы  условия  для развития исследовательских навыков через работу с текстами по  анализу и интерпретации  текста.

В результате наблюдения  уроков были решены  проблемы со слабым учеником С.    У него были проблемы психологического плана, потому что он  пришел с другой школы  в  новый класс, знаний по работе с текстом были незначительные, также  были  новые требования по программе обновленного предметного руководства.  Ученику  было сложно   выступать перед  новой аудиторией, собраться с мыслями, сконцентрировать свое внимание. После наблюдения и посещения уроков   членами  исследовательской группы  была изменена методика работы с ним.  Учитель назначила  консультационные занятия, где проводилась индивидуальная работа с ним и была оказана помощь в работе с текстами.  После того, как он улучшил понимание, он стал более уверенным и начал активно участвовать в работе группы.  Также  была учтена индивидуальная особенность ученицы А. со средней успеваемостью, которой также была оказана психологическая поддержка и была предоставлена  возможность выполнять  роль лидера в группе.  Такое ответственное поручение  помогло ей проявить  инициативу в работе группы.    В результате она развила в себе навыки лидерства, что позволило ей стать более успешной.

Лист наблюдения урока Сыздыкбаевой Д. М.

Участники проекта пришли к мнению , что перед исследованием  необходимо собрать полную и нужную информацию о каждом выбранном для наблюдения ученике, поговорить с куратором, психологами школы. Это дает полную картину об успеваемости учащихся. Проблема не только в слабых навыках или непонимании материала, а есть и психологическте факторы, влияющие на успешность обучения учащихся.

Учитель английского языка Абрахманова Бакыт в начале года для исследования по «Lesson Study» выбрала учеников А,  B и C для наблюдения. Подводя итог первого цикла, учитель совместно с исследовательской группой, психологом и куратором выбрали для исследования другого ученика A,так как было заметно, что большей частью он отмалчивается на уроке,  неактивен, хотя  база знаний у него отличная.

Ожидаемые результаты от учеников у Абдрахмановой Г. к концу 2-цикла были определены следующим образом:

— использование на уроках  методов развития КМ, новых подходов обучения – аргументирование, разъяснение и работа в группах, через подход Lesson Study с целью повышения мотивации учащихся;

— создание комфортной среды и позитивного настроения учащихся, таким образом,  повышение качества обучения.

В формате Lesson Study группой исследования было запланировано три урока также как и в 1-м цикле. На протяжении всего исследования, планирование и обсуждение уроков проходило не в постоянном составе учителей из-за невозможности собраться всем в одно время, но во время планирования обратная связь каждого учителя учитывалась, что  облегчало работу групп. Акцентирование внимания на 3-х исследуемых учениках позволило выявить много важных моментов. Участники группы пришли  к пониманию, что используя различные стратегии КМ, можно повысить мотивацию учащихся. А  учителя,  работая в сотрудничестве, обогащают  друг друга новыми идеями, учатся на ошибках и ищут  новые подходы в обучении.  

На протяжении серии уроков применялись стратегии КМ такие как «Круг радости», таблицы взаимо и самооценивания, «Джигсо», «Составь вопросы по тексту», «Опровергни утверждение», «6-WH», «Толстые и тонкие вопросы», «Ассоциации», дифференцированные задания, работа в группах и парах и т.д.

Фоторепортаж с уроков Абдрахмановой Б.:

На уроках у Абдрахмановой Б. коллеги наблюдали за тем, как меняется деятельность учеников при использовании этих стратегий,  какие приемы наиболее эффективны для усвоения нового материала и создания ситуации успеха. Сделали следующие выводы: Ученик «А» — на первом и втором уроках отсутствовал. До конца 1-го цикла он не проявлял особого стремления к знаниям и требовал постоянного контроля. Ученик выполнял задания при содействии одноклассников,   в группе проявлял пассивность, т.к. не привык усердно работать. Но со второго семестра уже  понемногу старался не подводить своих одноклассников в парных, групповых работах, иногда проявлял активность, пытался самостоятельно отвечать на вопросы.  Из-за слабого словарного запаса  ученик не мог справляться с творческими заданиями, но наблюдатели  подметили, что он стал интересоваться и задавать вопросы: «как выполнить?», «как сказать?», «правильно ли я выполнил?», т.е. появилось желание быть самостоятельным и   проявлять навыки саморегуляции (цель и действие).

Ученик «В» — на протяжении всех уроков проявлял старание, но боялся выступать в роли лидера. На третьем уроке ему была дана возможность быть лидером группы, но свою роль он уступил другому ученику. Исследовательской группой было замечено, что у него продолжается адаптационный период,  что не дает ему полностью раскрыться.

С начала исследования ученик «С» — справлялся в полной мере со всеми заданиями, но работал как всегда обособленно.  Но в групповой работе всегда лидировал и не давал возможность другим ученикам. Он  требовал постоянного внимания. На следующих уроках ученику «С» были даны индивидуальные работы и это сработало. Он стал оказывать поддержку одноклассникам при выполнении командных заданий, стал выступать в роли консультанта при объяснении нового материала. В течение исследования ученик не боялся экспериментировать и проявлял творческий подход при выполнении всех заданий. 

Абдрахманова Б. в ходе исследования пришла к таким выводам:   слабые или  неуверенные в себе ученики почувствовали уверенность, заговорили и работали активно. Ребята научились исследовать, оценивать себя, подвергать анализу собственные достижения, а это, в свою очередь, делало их более уверенными в общении. Они ощутили необходимость в помощи товарищу. Атмосфера сотрудничества способствовала повышению мотивации, успеваемости учащихся, получения ими прочных знаний, что позволило им стать более самостоятельными, критически мыслящими, уверенными, успешными.

Лист наблюдения и рекомендации  Абрахмановой Б.

Таким образом, идея проведения подобных совместных исследований бесспорно актуальна и эффективна. Подход «Lesson study» позволил улучшить практику как опытных, так и молодых учителей. Хочется отметить, что совместная работа с исследовательской группой заставляет  задуматься учителей над ожидаемыми результатами  каждого этапа урока, и что необходимо учитывать возможности и потребности каждого ученика при планировании. А также размышлять над эффективностью выбираемых упражнений и записывать о положительных и неудачных моментах предыдущего урока, чтобы избежать ошибок при новом планировании.

Список использованной литературы:

1. «Lesson Study:теория и практика применения». Автор Пит Дадли (Великобритания);

2. Пособие «Диагностика способности к общению». Автор А. В. Батаршев.

3.«Развитие коммуникативных навыков у подростков». Автор Мурзин А. Р.