Место и роль фольклора в жизни ребенка младшего школьного возраста

Мильто Людмила Алексеевна

                                                              преподаватель,

руководитель фольклорного ансамбля «Перезвон»   

                                                                ДМШ  №1 г.Костаная

В  настоящее время мы  переживаем  один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Видимо, именно поэтому, современная социально — психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. 
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает   «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального  характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, произведения народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Меня, как руководителя фольклорного ансамбля музыкальной школы, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Детский музыкальный фольклор – обширная область песенного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумывается, хочется, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей сольному и  ансамблевому народному пению, учимся преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаем развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора, которые хорошо знакомы детям.

С моей точки зрения, при отборе произведений для занятий с детьми  младшего школьного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью.  Часто используем  разные  фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого.

Эти  жанры являются основными на моих занятиях.

Произведения детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с детьми младшего школьного возраста, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют  развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста в саду, а в младшем школьном возрасте   они используются для распевания).

Кроме этого, в своей работе часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д.  Эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.

Для обеспечения всестороннего развития детей младшего школьного  возраста, целесообразно проводить беседы и консультации  с их родителями,  рассказывать о пользе совместной деятельности с детьми.

Таким образом, приобщение детей к  музыкальному народному творчеству способствует формированию нравственных качеств, развитию дикции речи,   нравственному отношению к окружающему миру, то есть закладываются моральные основы   человеческой личности.