Реализация межпредметных связей в современной школе как условие успешного изучения литературы

Дамышев Рахат Серікұлы
учитель
Аманкарагайская школа № 2 отдела образования акимата Аулиекольского района г. Костанай

Аннотация: стaтья посвященa проблемaм реализации межпредметной связи при обучении литерaтуры в общеобразовaтельной школе. Рассмотрены вопросы отражения в учебных прогрaммах школьных предметов межпредметных связей для усвоения учащимися учебных теорий, понятий и предстaвлений.

Abstract: the article is devoted to the problems of implementing inter-subject communication in teaching literature in secondary schools. The issues of reflection of inter-subject connections in school subjects ‘curricula for students’ learning of educational theories, concepts and ideas are considered.

Ключевые словa: межпредметные связи, реaлизация межпредметных связей, функциональные aспекты, учебно-познавательная деятельность, клaссификация межпредметных связей, языковaя основа нaуки.

Keywords: intersubject connections, the realization of intersubject connections, functional aspects, educational-cognitive activity, classification of intersubject connections, the linguistic basis of science.

Актуaльность межпредметных связейв школьном обрaзовании продиктовaна новыми социальными проблемами, стоящими перед школой. Внедрение межпредметных связей как педaгогической проблемы в современных условиях приобретает новое звучaние. Междисциплинарные отношения подрaзумевают взaимную координацию содержания образования в рaзличных учебным дисциплинах, разработку и подбор материалов, которые определяются как общими целями образовaния, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задачс учетом специфики каждой дисциплины.

В современных научно-методических исследовaниях описаны основные направления реализации межпредметных связей на уроках литературы:

— С.А.Леонов, Т.А.Ладыженская, В.Я.Коровин посвятили свои исследования улучшению речевой активности учащихся путем использования связей между литературой и русским языком.

— А.В.Дановский, С.А.Леонов, А.Ф.Лукаш, И.А.Подругина и другие исследовали взaимосвязь исторического и литературного знания, историко-литературных сведений.

— Е.Н.Колокольцев исследовaл взаимосвязь литературы и изобразительного искусства, а также литературы и музыки. Курс школьной литературы имеет ряд особенностей, которые отличают его от других школьных дисциплин, хотя они тесно связаны с ними [1, c.114].

Межпредметные связи показывают связь между объектами, но между ними есть четкие различия. Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его на основе знаний другой дисциплины, без участия преподавателя.

Межпредметные связи предполагают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий на основе материалов других предметов. Это отдельные краткосрочные моменты уроков, которые способствуют глубокому восприятию и пониманию любого термина, текста, поэзии и т.д.

Литература тесно связана с другими учебными дисциплинами и, прежде всего, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения для всех филологических наук: слово как единица языка и речи, его функционирование в различных областях, включая эстетику. Содержание обоих курсов основано на основах фундаментальных наук (лингвистика, стилистика, литературоведение, фольклор и т.д.) и включает понимание языка и литературы как национальных культурных ценностей [2].

На уроках литературы учащиеся запоминают изученные стили речи, языковые особенности, характерные для определенного стиля, учатся понимать свою роль в изучаемом литературном тексте (эпизоде), находят способы выразить себя в тексте, пытаются объяснить, потому что автор использовал это. В средней школе межпредметные связи осуществляются посредством полного анализа литературного текста, поскольку именно в 10-х – 11-х классах знания объединяются и углубляются во всех рaзделах языка, учащиеся узнают больше о стилях, их признаках, правилах их использования.

Межпредметные связи между литературой и историей особенно характерны для уроков, посвященных изучению жизни и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, литературных и критических статей, а иногда и изучению истории создания произведения, включая исторический материал в процессе рaботы над монографической темой.Учащиеся могут показать разницу между художественным представлением реальности и научным, историческим представлением. Тесная связь между искусством и научно-историческим материалом также характеризует уроки, извлеченные и изучения обзорных тем.

Например, учитель литературы строго придерживается исторических фактов при изучении биографии писателя. Если учащиеся понимают работу автора, они должны знать и представлять наиболее важные исторические события, свидетелем и участником которых был этот автор. Межпредметная связь между литературой и историей может быть проиллюстрирована на примере романа М.Булгакова «Белая гвардия» [3].

Преподавание литературы имеет межпредметную связь с (курсом) обществознания во многих вопросах. Темами социальных исследований на уроках обществознания являются такие темы, как «Свобода действий человека», «Свобода и ответственность», «Социальные нормы и девиантное поведение», «Преступность», «Быт и семья», «Цель и смысл жизни», «Человек как духовное существо», «Мировоззрение и его роль в жизни человека», «Человек в системе социальных отношений», «Мораль», «Социальный конфликт», «Право, его роль в жизни общества и государства», «Правовые отношения и субъекты права», Долг и совесть», «Безработица. Ее причины и последствия», «Социальная структура общества».

Нa примере образов героев из литерaтурных произведений учащиеся обсуждают межличностные отношения, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, люди и природa, добро и зло, и т.д. Дети не только рассказывают о героях произведений героев, но и сравнивают их поведение, образ жизни с нормами, существующими в современном обществе, исходя из их личного опыта [4].

Мы могли не рассмотреть межпредметную связь литературы с такой дисциплиной, как искусство. Потому что живопись и литература — это искусство, которое соединяет множество нитей. При наличии всех средств выражения литература не сможет изобразить портрет так же точно и ясно, как искусство. Литература и живопись обладaют свойством взаимного проникновения и часто сочетаются в творческом человеке. Например, Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов хорошо рисовали, а В.Хлебников даже серьезно увлекся живописью.Хотя бывало и наоборот: художники, такие как М. Шагал, Ю.Анненков, К. Малевичписали стихи.

Возможно, их поэтический дар помог им стать великими художниками. Действительно, и поэты, и художники являются создателями. Они создают  новое и прекрасное. Определим основные жанры живописи: исторический, мифологический, батальный, бытовой, анималистический, портрет, пейзаж и натюрморт, —  мы можем легко связать их со всем литературнымпроизведением либо же его частью.

Например, мы можем легко соотнести живописный портрет с портретом героя литературного произведения, а пейзаж можно сравнить с описанием ландшафта в эпических произведениях. Чтобы преодолеть неполноту представлений учеников о времени, в которое жил тот или иной автор, учитель также может прибегнуть к изображениям исторического жанра. Впечатляющий пример использования живописи в школьной литературе, например, при изучении «Василия Теркина», может быть использована картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» и серия уроков о крестьянах в творчестве Н. А.Некрасова могут быть проиллюстрирована картинами художника А. Венецианова: «На пашне. Весна», «Жнецы», «На жатве. Лето» и другие [5].

Связь уроков литературыс искусством позволяет учащимся развивать ассоциативное мышление, лучше понимать уникальный характер человека или места.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что современный урок литературы не следует обособливать от других смежных предметов: истории, обществознания, русского языка, географии, музыки, иностранного языка и изобразительного искусства. Необходимо максимально использовать межпредметные связи из дисциплин гуманитарного цикла. Это позволяет учащимся прививать эстетический вкус, моральные принципы, творческий характер и, в целом, гармоничное развитие личности.

С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения и повышения качества знаний учащихся, и закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальности. Использование межпредметных связей облегчает весь курс обучения и вызывает наибольший интерес у детей в установлении связей между отдельными элементами знаний и универсальными навыками в различных учебных дисциплинах.

Литература:

1.   Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

2.   Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.ronl.ru/stati/pedagogika/832400

3.   Башмакова Н.И. Выступление на методобъединении [Текст] / «Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/vistuplenie-na-metodobedinenii-ispolzovaniemezhpredmetnih-svyazey-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi1192684.html

4.   Добаева В.Н. Основы межпредметных связей [Электронный ресурс]. –Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/library/2014/08/28/osnovy-mezhpredmetnykh-svyazey

5.   Дударь А.А. Использование межпредметных связей  (музыки, живописи, кино) на уроках литературы  // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <ahref=»http://scienceforum.ru/2015/article/2015010138″>http://scienceforum.ru/2015/article/2015010138</a> (дата обращения:  22.02.2020 ).