Мои педагогические подходы в воспитании одаренного поколения
Тихонова Олеся Петровна
Учитель начальных классов
КГУ «Крыловская образовательная школа отдела образования Сарыкольского района» УОАКО
Наша страна, как и ведущие страны мира, нацелена на поиск, выявление и работу с одаренными детьми через создание специальных школ. Но ведь и в массовых, обычных школах остаются дети-звездочки. И задача школы и педагогов разглядеть их и наладить работу с ними.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
Мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
В основе моей системы работы с одаренными детьми я использую тьюторский подход. Он предполагает:
- отношение к каждому ребенку, как к уникальной личности;
- осознание ребенком его выборов и предпочтений в сферах деятельности;
- создание индивидуального пути развития ребенка
Основная идея моей работы – не нужно откладывать решение, кем быть на завтра, нужно быть им сегодня.
В своей работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности :
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Поскольку сегодня я работаю с первоклашками, то с первых дней обучения ребёнка в школе, я выявляю направления одарённости своих учеников. Использую диагностические процедуры в учебно-воспитательном процессе по работе с одаренными детьми: получение информации об уровне одаренности ребенка:
– методика «карта одаренности»;(авторов Хаана и Кафа)
– методика «палитра интересов»; (автор А.И. Савенков)
– методика оценки общей одаренности; (автор А.И. Савенков)
Выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Внеклассная работа – очень важное звено в работе с одарёнными детьми. Она способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, дает возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
В работе с талантами я опираюсь на родителей и в большинстве случаев нахожу их заинтересованность в развитии своих детей. Это очень помогает детям, прежде всего. И помогает в развитии теплых и доверительных отношений родителей и детей, что благотворно влияет на ребенка.
В сегодняшнем классе моя работа с одаренными детьми лежит в трех плоскостях:
- Работа с одаренными интеллектуально детьми.
- Работа с каждым ребенком по развитию его способностей.
- Работа с детьми с признаками дислексии.
В первом случае я работаю в рамках олимпиадного русского и математики.
Третья часть для меня интересна, так как позволяет адаптировать детей с явными талантами в творчестве и науках к школьным задачам и требованиям.
Вторая часть заключается в том, чтобы выстроить образовательный маршрут детей, используя другие кружки и секции, которые предоставляет наша школа и детские центры нашего города.
Так, я рекомендую ребятам
- спортивные;
- шахматы и интеллектуальные мастерские
- художественные и творческие студии
В моих планах:
- дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
- развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся
- активное привлечение родителей к поддержанию активности своих детей в различных начинаниях, развитию способностей и талантов.
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют решения: это недостаточное количество времени на подготовку учащихся к различным олимпиадам и конкурсам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра
Литература
1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.
2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.
3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
4. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
5. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., – М.: Омега – Л., 2008. – 368с