О влиянии музыкального образования на развитие детей младшего возраста
Забиякина Людмила Павловна
Преподаватель фортепиано
ДМШ №1 (хоровая)
Результаты исследований учёных – физиологов показали, что в возрасте девяти-одиннадцати лет часть мозговых клеток человека необратимо разрушается. Чтобы остановить этот процесс, они предлагают вопросы занятости ребёнка решать путём чередования разного рода занятий, так, чтобы в них активно участвовал головной мозг. Подобное чередование на сегодняшний день является основополагающим в процессе обучения. Тем более, что современный ученик очевидно перегружен и информацией, и большим количеством изучаемых предметов, и объемом домашних заданий.
Изначально процесс обучения и воспитания ребёнка подразумевает полное раскрытие и развитие его способностей. При всей своей ясности, эта задача до сих пор является самой сложной, как для педагогов, так и для родителей. Вернее, в теории, как раз, все давным-давно разъяснено и разложено по полочкам. Но на практике, взрослым не так просто нащупать сферу основных интересов и склонностей ребенка. Особенно трудно это для родителей. Ведь не секрет, что зачастую родители грешат проецированием на ребенка своих интересов и несбывшихся мечтаний. И, как следствие, настойчиво пытаются заставить его развивать не собственные способности и наклонности, а те, которые придумали для него взрослые. В этой ситуации педагогу бывает проще разглядеть истинные наклонности ребенка, если конечно, он не из тех, кто считает только свой предмет самым нужным и самым важным.
Но как педагоги, так и родители сходятся в одном. Ничто так не способствует целостному развитию способностей, как занятия искусством. И педагогический и человеческий опыт доказывает, что чем раньше ребёнок начнёт приобщаться к миру прекрасного, тем активнее, полноценнее и гармоничнее будет его развитие. И не важно, какой вид искусства выберет ребёнок или родители, главное, чтобы малышу это занятие не было в тягость и не превратилось для него в принудительный труд или тяжкую повинность.
Сразу хочу конкретизировать понятие «занятие искусством» в контексте этой статьи. Сегодня мы не будем говорить о профессиональных занятиях тем или иным видом искусства. Мы будем говорить о полноценном развитии личности посредством музыки, рисования, танцев и т.д.
Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она близка и понятна каждому и при этом остаётся настоящим чудом! Ну, не чудо ли, что, придуманное композитором, чередование звуков производит на нас несравнимое ни с чем впечатление? Мало того, уже давно общеизвестный, доказанный учёными и многократно озвученный факт – музыка существенно влияет на развитие многих отделов головного мозга, содействует концентрации внимания и даже оказывает положительное действие на иммунную систему, самочувствие и здоровье, средствами музыки мы можем снижать кровяное давление, регулировать обменные процессы в организме, снимать стресс, снижать физическую усталость, нормализовать состояние нервной системы и т.д. Музыка наравне с математикой развивает все виды мышления, особенно образное и логическое, все виды памяти. Можно было продолжить, но в вышеперечисленном нет ничего нового. Об этом часто говорится и пишется. Тем более во многих крупных компаниях в последнее время, отметка в резюме об окончании какого-либо музыкального учебного заведения дает преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. Это тоже общеизвестный факт. Поэтому нет смысла еще что-то добавлять к вышесказанному.
Но при всей очевидности полезности занятий музыкой, споры о том надо ли обучать музыке всех время от времени вспыхивают с новой силой. Из этого основного вопроса вытекают много сопутствующих, например, а должны ли быть какие-то особые способности, а с какого все-таки возраста целесообразней начинать обучение и т.д. и т.п. Так вот, мнений по этому вопросу много, но, в конечном итоге, в процессе любой дискуссии (иногда, правда, с различными оговорками) выясняется, что обучать музыке можно и нужно всех. И чем раньше, тем лучше. Но при этом родителям важно помнить одно основополагающее условие, занятия музыкой – это не обязательно игра на музыкальном инструменте. Для малышей полезнее будет слушать, петь, двигаться (танцевать и шагать) под музыку и т.п. Позже, когда действительно можно будет решить вопрос – стоит ли переходить от просто музыкального развития к первоначальному музыкальному образованию, можно будет озаботиться выбором инструмента, учебного заведения и так далее. Хотя любой преподаватель музыкальной школы скажет, что четырех или семилетнее музыкальное образование абсолютно не лишнее для любого ребенка. Тем более, что сейчас большое развитие получили хоровые школы, где основной упор делается на развитие слуха и вокальных данных. А на сегодняшний день, популярность пения значительно опережает популярность игры на музыкальном инструменте. Но, повторюсь, это все чуть позже. А пока слушать, петь, двигаться под музыку и т.п. И делать это не только на специальных занятиях, а и дома с мамой, бабушкой, сестрой, братом… Ведь петь и танцевать – естественная потребность каждого ребёнка.
Так же, как потребность рисовать. Конечно, в раннем возрасте ребёнок больше тяготеет к «настенной» и «напольной» живописи. Но на то ему и родители, чтобы вовремя подсунуть под руки юному художнику лист бумаги. Вообще, роль родителей в творческом развитии ребёнка трудно переоценить. Многое зависит от их трудолюбия и терпения. Ведь любые занятия требуют системы. Я уж не говорю о том, что некоторые из них, например, рисование, легко могут особо чистоплотных мамочек выбить из колеи. И здесь сразу же вспомните, как много даёт вашему ребёнку рисование – развитие мелкой моторики (напрямую связано с развитием речи), развитие внимания, наблюдательности, художественного вкуса, гибкости мышления, рисование даёт малышу прекрасную возможность для самовыражения… Список можно продолжать бесконечно. А главное, рисование благотворно влияет на формирование и развитие нервной системы. Ну, неужели всё это не стоит пары-тройки перепачканных платьев, обоев или ковров?
Итак, музыка, рисование и, конечно же, танцы. Думаю, что необходимость занятий танцами настолько очевидна, что не требует в свою защиту каких-либо дополнительных аргументов. Стоит или не стоит учить танцевать ребёнка, конечно же решать родителям. Я просто попробую перечислить все достоинства занятий танцами. Во-первых, очевидное влияние на здоровье – укрепление иммунитета, улучшение работы сердца, здоровая нервная система, развитие интеллектуальных способностей (движение активизирует доставку кислорода в мозг). И, что немаловажно, лёгкая походка, прекрасная осанка, великолепная координация движений, крепкий вестибулярный аппарат и т. д. и т. п. Опыт показывает, что дети, занимающиеся танцами, практически не комплексуют по поводу собственной внешности, спокойнее общаются с противоположным полом и, в сравнении с «нетанцующими» детьми, более уверенны в себе.
Итак, искусство безусловно должно быть составной частью воспитания. Но здесь очень важно помнить про чувство меры. И сразу определить, для чего ребёнок занимается тем или иным видом искусства. Если на первом месте в этом списке родительские амбиции, то лучше вообще отказаться от занятий. Если интерес только во внешнем эффекте, то результат будет достигнут за счёт внутреннего развития малыша. Что, естественно, отрицательно скажется на его общем развитии.
И еще одно, о чем нужно помнить и родителям и педагогам. При слове искусство у многих возникают ассоциации с творческим беспорядком, с богемой, с чем-то неорганизованным. Конечно, искусство предполагает свободу творчества, временную неограниченность и т. д. Но не надо путать занятия искусством для развития личности и искусство как профессию. Любым занятиям ребенка необходим продуманный и правильно организованный режим. При этом важно помнить и об отдыхе. Не следует злоупотреблять слишком интеллектуальными и односторонними упражнениями, так как в результате таких занятий снижается положительное воздействие обучения. Слишком интеллектуализированное обучение односторонне активизирует деятельность левого полушария головного мозга. Но это уже тема для другого разговора. Обучение же различным видам искусств гармонизирует этот дисбаланс. Умение и возможность творчески мыслить, способность к творчеству значительно расширяет возможности ребёнка в будущем (в любой сфере), обогащает его внутренний мир, делает его жизнь интересной и насыщенной. Во взрослой жизни этот ребенок будет быстрее адаптироваться в социуме, всегда будет интересен окружающим, уверенно и смело шагать по жизни.
И в заключение, последние исследования показали – дети, изучающие искусства, лучше пишут тесты, а их отметки в средней школе выше. Помимо этого, искусство помогает детям самовыражаться, наполняет жизнь смыслом.
Использованная литература:
1. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
2. Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989 год.
3. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.
4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
5. Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12.Москва 1977 год.
6. «Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.