Эссе «Учитель нового формата»

Токтарова Рымгуль Кенжебековна

Учитель русского языка и литературы

ВКО Кокпектинский район, село Улкенбокен, КГУ «Улкенбокенская СШ»

Меня зовут Токтарова Рымгуль Кенжебековна, я учитель русского языка в начальных классах, работаю уже больше 30 лет и очень счастлива, что выбрала именно эту профессию, профессию Учителя! Живу и работаю в средней школе села Улкенбокен Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области. Недавно, к своему великому счастью, через свою сестру, работающую в Павлодарском педагогическом университете, узнала о проведении Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию выдающегося учителя Казахстана Рафики Бекеновны Нуртазиной. Скажу честно, я мало или почти ничего не знала о жизни и деятельности Рафики Нуртазиной, но благодаря данному крупному проекту к юбилею великого учителя, я начала искать и изучать информацию о ней, знакомиться с ее учебниками, пособиями и очень обрадовалась тому, что Рафика Нуртазина – мой коллега, учитель русского языка, но сумевшая добиться очень многого благодаря своим знаниям, характеру, целеустремленности. Теперь и я по праву могу сказать, что Рафика Бекеновна Нуртазина – это и мой Учитель, я по праву могу считать себя ее учеником, я многому научилась у нее: не бояться трудностей, добиваться целей, любить детей и свою профессию.

Действительно, ушедший век наполнен педагогическим новаторством Р. Б. Нуртазиной. ХХ век подарил всем нам Учителя нового формата, опережавшего свое время, у которого мы всегда будем учиться, в какое бы время мы не жили и в каком возрасте мы не были. 

Ее творческая и педагогическая деятельность были наполнены любовью к казахскому и русскому языкам, пониманием, что для успеха необходимо овладение английским языком, что нашло воплощение в руководимой ею школе; желанием воспитать билингвальную, полилингвальную личность, которая будет успешной во всех сферах деятельности.

Педагогическая деятельность Р. Нуртазиной связана с преподаванием русского языка и казахского языка в иноязычной аудитории что очень длизко мне и актуально на сегодняшний день. Неслучайно в Павлодарском педагогическом университете открыт кабинет-музей имени Рафики Нуртазиной – это открытое образовательное пространство, главным субъектом которого является личность будущего учителя-филолога.       Учебники, методические разработки, научные статьи Рафики Бекеновны являются настольными книгами для учителей школ, преподавателей-лингвистов. Многие идеи, принципы обучения педагога-новатора Р. Б. Нуртазиной созвучны методическим подходам и новым лингводидактическим концепциям в области школьного образования и в целом языковой подготовки в школе и вузе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что новаторство Р. Нуртазиной, ее идеи, опережавшие время, связаны с пониманием важности углубленного изучения со школьной скамьи наряду с казахским и русским языками английского языка, необходимости формирования полиязычной личности, что является одним из стратегических направлений модернизации современной системы образования.

Она автор 300 научных и учебно-методических работ, среди них 25 учебников и учебных пособий для дошкольников, начальной и средней школы, вышедших на казахском и русском языках. Рафика Бекеновна разработала лингводидактическую систему игр и игровых заданий, цель которых – формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся-казахов. Но положительная мотивация к учебе возможна лишь при одном условии – уважительном, внимательном отношении к личности ученика, в воспитании высоких человеческих качеств, патриотических чувств, что воплощено в ведущем принципе ее методического подхода: «обучая, воспитывать, воздействуя не только на разум, но и сердце ученика, помня, что ученик – это прежде всего человек».  Педагогическая, научная и общественная деятельность Рафики Бекеновны Нуртазиной является примером беззаветного служения любимому делу обучения и воспитания молодого поколения; ее труды вдохновляют молодые умы и помогают утвердиться в правильности выбора жизненного пути: профессии Учителя.

Рафика Бекеновна оставила после себя учеников и последователей, продолжающих ее идеи и хранящие благодарную память о ней. Хочу провести мероприятие в своей школе и приурочить к юбилею Рафики Бекеновны, чтобы все узнали ее поближе, познакомились с ее жизнью, трудовой и научной деятельностью, теперь я еще больше стала любить свою профессию учителя! И я по праву тоже считаю себя достойной ученицей Рафики Нуртазиной, а она для меня Учитель с большой буквы!