Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 2 Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы
План лекции
1 Экономическая наука о рациональном использовании ее концепции в государственном регулировании экономики
2 Обоснование концепции и принципов ГРЭ, их динамичность
3 Основные механизмы и методы ГРЭ
4Методология ГРЭ и необходимость ее постоянного совершенствования
1 Экономическая наука о рациональном использовании ее концепции в государственном регулировании экономики
В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм. Меркантилисты. Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм — воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.
Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны – количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория невмешательства в экономику. А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов»), утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство».
Государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Кейнсианская концепция. Она получила распространение в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.
Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли (И. Фишер, М Фридмен). Согласно неоклассической теории государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. Главный фактор развития – деньги. Поэтому объектом госрегулирования может быт денежное обращение.
Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства (влияние на предложение). Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства (конкуренция, подготовка и переподготовка кадров, налоги). Неокейнсианцы — сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар). Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.
2 Обоснование концепции и принципов ГРЭ, их динамичность
История экономического развития стран Западной Европы и США демонстрирует, что в государственном регулировании применялись те или иные теории. Однако в основе эффективности проводимых реформ лежала тщательно обоснованная стратегия. Последняя в свою очередь опиралась на экономическую теорию. Это позволяло определить цели реформ, возможности и границы использования рыночного механизма, место и роль, функции государства и его взаимодействие с законами рынка. Успех приносило применение тех теоретических принципов, которые наиболее точно отражали не только экономические закономерности, но специфику страны, т.е. исторически, социально-экономические особенности, своеобразие менталитета населения, своеобразие этапа развития.
В то же время, опыт длительного использования определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые выявляются с течением времени. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монетаризм, ни институционализм. В практике отечественного регулирования не обошлось без ошибок, особенно пришедших на 90-е годы, с чем было связано отсутствие теории на базе перехода от командно-административной экономической системы к рыночной.
Несомненно, что культура экономических преобразований должна опираться на глубокое и всестороннее знание богатства, накопленного современной наукой. В то же время она предполагает правильный выбор альтернатив, исходя из социально-экономических условий страны, психологии населения, ее готовности принять предложенную экономическую стратегию и цели.
Такая множественность в теоретических представлениях относительно роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений об экономических процессах. Так, несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем активизации государственного вмешательства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения вмешательства государства в экономические процессы только методами монетарной политики.
3 Основные механизмы и методы ГРЭ
Основные функции государства в современной рыночной экономике:
1 Правовое обеспечение экономической деятельности (поддержка права собственности);
2 Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса и кредитных отношений;
- Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора;
- Перераспределение доходов в обществе для установления разумного соотношения личных доходов между, в частности, крупными предпринимателями и наемными работниками;
- Производство общественных товаров и услуг для удовлетворения коллективных потребностей;
- Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки – издержки эксплуатации экономической системы;
- Развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, поддержка малого и среднего бизнеса;
- Оптимизация влияния экстерналий, внешних эффектов;
- Поддержка оптимального уровня занятости, минимизации уровня безработицы;
- Проведение региональной и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения регионов;
- Реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.
Перечисленные функции можно сгруппировать на следующие подгруппы:
1 – по поддержанию и облегчению функционирования рыночного механизма (обеспечение правовой базы, защита конкуренции);
2 – по усилению и модификации рыночной системы в соответствии с изменяющимися условиями (перераспределительная политика, производство общественных благ, защита экологической среды, макроэкономическая стабилизации, внешнеэкономическая политика
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия.
Административные основаны на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения.
Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а бывают и сводят ее к нулю. В то же время они оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субьектов оборачивается тяжелыми потерями для других и рыночного хозяйства в целом.
Области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:
- жесткий контроль монопольных рынков;
- регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды;
- разработка экологических стандартов и национальных стандартов;
- определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения (гарант. Минимума зарплаты, пособий );
- защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта, гос.контроль над импортом капитала)
- прямое воздействие через огосударствление, когда государство выступает в качестве одного из субъектов в рыночной экономике.
Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения (бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика).
4 Методология ГРЭ и необходимость ее постоянного совершенствования
Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний и собственно метод.
На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Это формально-логический, диалектический и др.
Формально-логический метод имеет различные приёмы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, проблемы, гипотеза, доказательство.
Основными приемами диалектического метода является переход от абстрактного к конкретному и единство аллегорического и логического.
Большое значение для методологии регулирования имеют формирование отношений между государством и рынком, основанных на преодолении противоречий, а также механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Составной частью методологии регулирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приёмов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчётов, необходимых для разработки механизмов государственного регулирования с сочетанием рыночных самоорганизаций.
При государственном регулировании экономики решающим методологическим соображением является учёт двух главных принципов их обоснования, игнорирование которых обрекает на провал даже самые благие концептуальные ориентиры и соответствующие программы.
Это принципы последовательности и системности рекомендуемых мероприятий. Например, нельзя с одной стороны ставить задачу обеспечения условий выживания населения и, с другой стороны, планировать сокращение расходов на социальные пособия. Нельзя одновременно формировать приоритет оживления реального сектора и намечать сокращение средств на финансирование инвестиции и инноваций, дальнейшее сжатие реальной денежной массы, провоцируя ещё большее ухудшение финансового положения производственных предприятий.
Переход от одной системы госрегулирования экономики к другой даже без серьёзных изменений правовых норм всегда носит дискретный характер и сопровождается трансформацией основных регулирующих институтов.
Экономическая реформа – это всегда дискретный переход от одной парадигмальной системы регулирования экономики к другой. При этом необходимым условием успеха является целостность и непротиворечивость в конструировании новой системы. Попытки же эклектичного сочетания инструментов из разных «парадигм» делают всю конструкцию неустойчивой, обретают реформу на провал.
Рекомендуемая литература:
1.Гальперин В.М., Гребенников П.И.. Леусский А.Н., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник/ Общая редакция Л.С.Тарасевича. СПбГУЭФ, 1997 г.
2.К. Р.Макконнел, С.Л. Брю. Экономикс. 2 т.М.,Республика. 1997 г.
Контрольное задание для СРС
1 Написать реферат на тему “Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимодействие”.
2 Задача 1 . В экономике без государства и заграницы промежуточный продукт равен 100; потребление домашних хозяйств – 50; частные брутто-инвестиции –30; СОП –180; нераспределенная прибыль –1; сумма заработной платы –60; сумма амортизации –4.
- Составить:
А) для предпринимательского сектора – счета производства, использования дохода и изменения имущества;
Б) для домашних хозяйств – два последних счета;
В) заполнить следующую таблицу кругооборота:
От – к | Предпринимателям | Домашним хозяйствам | Сектору имущества | Всего |
Предринимателей | ||||
Домашних хозяйств | ||||
Сектора имущества | ||||
всего |
Задача 2 В экономике, состоящей из трех отраслей – 1, П, Ш, – технология производства характеризуется следующими коэффициентами прямых технологических затрат a ij
1 П Ш |
I | П | Ш |
0,1 | 0,2 | 0,2 | |
0,3 | 0,2 | 0,4 | |
0,3 | 0,4 | 0,1 |
При полном использовании производственных возможноостей отрасль 1 может произвести 717,51; отрасль П – 1338,98; отрасль Ш – 1389,83 ед.продукции.
Каков должен быть спрос на конечную продукцию этих отраслей, чтобы их производственные мощности использовались полностью