Проблемы подготовки воспитателей дошкольных заведений

Бердиева Жумабике Таласкалиевна

Преподаватель дошкольной педагогики и методических дисциплин

Атырауский гуманитарный колледж имени К.Дутбаевой

Проблема профессиональной подготовки является ключевой для любой профессиональной сферы, поскольку именно от того, какие специалисты привлечены к труду, зависит его эффективность. Особенно остро эта проблема проявляется в образовании, которое всегда ориентировано на будущее. Тот факт, что человек узнает большую часть информации о мире в детском возрасте, заставляет постоянно задумываться над вопросом о подготовке тех, кто работает с детьми. Профессия воспитателя известна со времен античности. На протяжении веков менялись условия, в которых он работал, возрастали требования к его профессиональной подготовке. Смена исторических условий, несомненно, всегда отражалась на специфике этой подготовки. Обобщение опыта прошлого является основой для сравнения с современным состоянием, определения корней сложившихся традиций, выявления позитивного и негативного аспектов подготовки воспитателей. Проблема подготовки воспитателей дошкольных учреждений характеризуется недостаточной изученностью с точки зрения историко-педагогического обобщения [1].

Как показывает практика, в настоящий момент в детском саду педагоги затрудняются анализировать  свою профессиональную деятельность, что является  важнейшим и своеобразным инструментом преодоления трудностей, стимулом к самосовершенствованию. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность как воспитателя и педагога, следовательно, возникают трудности при дифференцированном подходе в работе с кадрами, что коренным образом влияет на планирование методической работы, которая отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии  с новыми достижениями науки [2].

Мы всегда должны помнить о том, что формирование основных черт личности ребенка, его психики происходит под влиянием психолого-педагогического воздействия (в том числе и со стороны воспитателя). От того, каким будет профессиональный уровень педагога, от его личностных качеств, определяющих его как ЧЕЛОВЕКА, будет зависеть очень многое. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети.

Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми. Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и т.д., поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.

Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессионализм – это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях. Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.

Структурными компонентами педагогической мастерской являются: – педагогические мастер-классы, позволяющие развить профессиональную компетентность педагога и его проектные способности; – тренинги с участием педагогов и детей, создающие необходимые условия для экспериментальной апробации и коррекции проектов; – творческие исследовательские проектные объединения, в рамках которых осуществляется разработка приемов развития творчества [3].

При работе с детьми могут возникнуть следующие трудности:

Переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет любую деятельность – и воспитательную, и образовательную. Также воспитателю будет очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников, выявлять и гасить конфликты. Постоянная повышенная нагрузка приводит к сильной физической усталости и стрессовому напряжению нервной системы.

  У воспитанников в группе могут быть диаметрально противоположные характеры, поэтому справляться с такими детьми будет тяжело. Усложнит ситуацию отсутствие в детском образовательном учреждении штатного психолога.

Трудности молодого воспитателя детского сада могут быть связаны с отсутствием личного опыта, если у него нет собственных детей, а также в силу юного возраста специалиста.

Фактор возраста также может сыграть отрицательную роль в работе воспитателя, так как молодому человеку будет крайне трудно завоевать авторитет в детском коллективе. В глазах воспитанников очень молодой воспитатель не выглядит взрослым, поэтому на установления авторитета придется потратить намного больше времени и усилий.

Работа воспитателя проводится беспрерывно, что может осложнить ситуацию для преподавателя, потому что ему нужно все время наблюдать за детьми и обеспечивать их безопасность и комфорт.

В том случае, если кто-то из педагогического состава заболел или отсутствует на рабочем месте по какой-то причине, воспитателю придется взять на себя дополнительную нагрузку.

Работать в согласии с современными демократичными методами воспитания зачастую намного сложнее, чем при использовании авторитарного стиля поведения. Это приводит к серьезным проблемам, так как соблазн просто воздействовать на воспитанников своим авторитетом может быть очень велик.

Трудности общения воспитателя с детьми могут привести к эмоциональному выгоранию. Это сложное состояние, которое может стать причиной серьезной депрессии. Для некоторых людей развитие такого состояния может означать, что они ошиблись с выбором профессии.

При недостаточном уровне профессиональной подготовки и слабой мотивации к саморазвитию могут возникать и трудности воспитателя в педагогической деятельности. Он может не уметь элементарно строить свой рабочий день или применять имеющиеся знания на практике. Чаще всего это случается с молодыми специалистами в начале их профессиональной деятельности. При должном усердии и желании преуспеть в своей профессии с такими сложностями можно успешно справиться и стать отличным педагогом.

Трудности воспитателя в работе с родителями могут возникать в различных ситуациях. В детском саду могут находиться дети из разных социальных слоев, а родителями могут быть как излишне самоуверенные люди, так и деклассированные элементы. Общаться с ними может быть чрезвычайно трудно, особенно если родители считают, что они лучше разбираются в педагогике и спорят по поводу методов воспитания и обучения воспитанников в детском саду. Воспитателю необходимо обладать огромным запасом терпения и доброжелательности, чтобы гасить любые конфликты и успешно решать различные вопросы, связанные с контактами с родителями детей.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что творчество в работе педагога — это особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это инновационный механизм, при помощи которого педагог увлекает детей новыми знаниями, позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которого невозможно быть профессионалом своего дела. Таким образом, творчество должно присутствовать в работе любого педагога, не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке.

Список использованных источников

1. Наржонкова И.И. Проблема подготовки воспитателя и требования к нему на современном этапе / Журнал «Обучение и воспитание: методики и практика». – 2013, №5. — С. 161 – 166

2. Полянская Т.Н. Как выявить профессиональные затруднения воспитателей ДОУ / Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/09/kak-vyyavit-professionalnye-zatrudneniya-vospitateley-dou

3. Махкамова, М. Ю. Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения / М. Ю. Махкамова, Н. С. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 430-434. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85811/