Развитие внутренней мотивации учащихся колледжа как основа обучения игре на фортепиано

Байрстанова Алия Муратовна

Преподаватель фортепиано

КГКП «Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета»

Обучая своего сына игре на фортепиано, привело меня к мысли написать данную статью.  Я уверена в том, что можно научить ребёнка, подростка определённым навыкам владения музыкальным инструментом. В моём случае – фортепиано. Всё зависит от желания самого обучаемого на таких занятиях. Для этого необходимы способности, слух, память, ритм…

В нашей работе очень много примеров, когда 15-16 – летние дети приходят в колледж, не зная нотной грамоты. А поступают благодаря своим музыкальным данным, не имея музыкальной подготовки.  Это здорово, когда к нам приходят дети с музыкальным образованием, с музыкальной школой за плечами. У нас появляется надежда, стимул для развития и совершенствования музыкальных способностей и возможностей таких учащихся.

Предмет «Фортепиано» является «обязательным» для студентов 12-ти разных специальностей колледжа искусств. И они с большим удовольствием занимаются на фортепиано. Это заметно, когда исполняется программа на технических зачётах, академических концертах и экзаменах.

В одном из своих предыдущих методических сообщений я описала работу по обучению игре на фортепиано со своим сыном. Оказывается, он с детства мечтал играть на гитаре, но не решался мне сказать об этом. Прошло какое-то время, сын, учась в 10 классе гимназии вдруг заявляет мне: «Мама, научи меня играть на фортепиано!» Я была в шоке… в тот же день я начала с ним заниматься с самых азов, за неделю он освоил всю музыкальную грамоту, теорию… если бы все так учились, он осваивал все с таким рвением и желанием! А желание научиться играть у моего сына было огромным! Одно стало понятно сразу: никогда не бывает поздно! Я раньше сомневалась в этом…  За всё это время, пока он учился у меня, он одновременно и регулярно выступал на различных концертах и конкурсах, причём не важно какое место занимал!

Главное, участие и приобретение опыта выступать публично на разных сценах. Любое выступление делало его счастливым, у него ещё больше повышалась самооценка, уверенность в себе! Все успехи, шаг за шагом, превращали жизнь Олжаса в произведение искусства. Все его усилия приводили к созданию чего-то действительно прекрасного.

Это правда! Должны быть системные занятия над собой! Самое главное – ИМЕТЬ БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ! С каждым разучиванием всё новых произведений, сын прочитывал их с листа, определял тональность, стиль, темп, форму, характер, затем сам самостоятельно и тщательно разбирал нотный текст, проставлял для себя удобную аппликатуру и проигрывал мне.     Я старалась поддерживать его выбор и давать ему те произведения, которые ему нравятся. Олжас, самокритичный и очень добросовестный, не облегчал, старался всё выигрывать, даже технически сложные для него, пассажи. Но, у него сильно зажимались руки… Освобождение рук – очень сложная задача была для него, если взять во внимание, что за короткое время было очень много проиграно им произведений, мало того, до этого он занимался Таэквондо и рукопашными боями.

Но если Олжас настроился оптимистично на определённое произведение, он сможет исполнить его более свободными руками.  Он открыл для себя удивительный мир классической музыки. И как минимум, стал продвинутым слушателем, а это очень ценно и редко в нашем веке цифровых технологий.

Всем, кто хочет научиться играть на инструменте фортепиано, должны настроиться на позитив, удачу и долгий труд, терпение и желание.

Всё зависит от внутренней мотивации!