Пути и методы успешного обучения. Из опыта работы.

Борлукова Марина Николаевна, Линник Ольга Петровна

учителя информатики и математики

КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №38» г. Семей

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, в которых Казахстан принимает участие с 2009 года, казахстанские школьники показывают невысокие результаты. Участие в PISA предоставляет странам объективную оценку о состоянии системы образования, раскрывая сильные и слабые стороны. Современной           экономике необходимы люди, применяющие академические знания и навыки на высоком профессиональном уровне. Инструментарий PISA предоставляет возможность замерять эти навыки, определить в какой степени участники исследования могут соотносить полученные знания и применять их в жизненных ситуациях. Такие компетенции       участников оцениваются по трем направлениям – математическая, читательская и естественнонаучная грамотность.  Наличие компьютеров, подключенных к сети интернет, не только дома, но и в школе является одним из условий, способствующих познавательному и мотивирующему освоению учебных программ. Использование IT- технологий в образовательном процессе позволяет более эффективно развивать функциональные компетенции обучающихся. Это подтверждается результатами участия Казахстана в исследовании PISA.

По данным Национального отчета «Основные результаты международного исследования PISA», итоговый средний балл казахстанских школьников в математической грамотности составил 460 баллов, показатель ниже среднего уровня по ОЭСР (493 балла): 42 место из 72 стран, принимавших участие в исследовании. Это свидетельствует о низком уровне компетентности наших школьников. Это, однако, не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но зачастую учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.  Ни один вид деятельности не насыщен эмоциями и переживаниями так, как образование. Качество школ, в которых учатся наши дети, влияет на все аспекты их жизни, формируя индивидуальный жизненный путь каждого ребёнка, и способствует обществу в целом, в творчестве и экономическом развитии. Система образования в Казахстане на протяжении последних четырех лет претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий. Эффективность учащегося определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения. В соответствие с этим школа, должна отвечать происходящим изменениям и потребностям и стать инновационной площадкой, миссия которой «Научить учиться». Пересматривается содержание предметов, меняются подходы. Детей необходимо научить адаптироваться в этом быстро меняющемся мире, и стать востребованными и успешными в жизни. И роль учителя   помочь сделать этот путь максимально комфортным, интересным, приводящим к победному финишу. Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно. Прежде чем начать работать по этой программе, перед нами стояли задачи развития критического мышления у детей, и у себя как у учителя тоже, научить детей работать с проблемой, учить находить пути ее решения, развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться. В связи с этим в образовательный процесс внедряются методы, которые позволяют вовлечь учащегося в практическую деятельность. Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исследовательскому методу и методу проектов. В их основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом исследовательской и проектной учебной деятельности, на наш взгляд, следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост их компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Получается, что исследование – это в большей степени научная деятельность, а проект – это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В процессе работы для нас стали актуальными следующие вопросы:

  • Какразвить у ребенка потребность и способность искать новое?
  • как научить его видеть проблемы?
  • как научить конструировать гипотезы?
  • как научить детей задавать вопросы?
  • как научить наблюдать, экспериментировать?
  • как научить делать умозаключения и выводы?

Главный возникающий вопрос в работе с детьми на уроке: Как учителю сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные дети не скучали?

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала учащегося на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. В основу любого проекта ложатся «пять П».

Организуя работу над проектами, полезно начать с изучения интересов учащихся, это позволит им выбрать тему проектов для работы в классе. Метод проектов несет практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов. Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку. Использование интеграции в процессе обучения помогут нам в новых подходах к организации учебного процесса. В умелом использовании межпредметных связей скрыты огромные воспитательные возможности. Но так как в современное время происходит смена парадигмы образования: переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, которая предполагает изменение содержания образования в сторону усиления его социальной и личностной значимости, то предмет информатика, имеет наибольшую возможность в отличии от других предметов, реализовывать интегративное содержание, интегрируясь со всеми предметами учебного плана (алгебра, геометрия, физика, биология, география, обществознание). Использование материалов надпредметного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым. Таким образом, грамотный отбор дидактического содержания способствует развитию психических процессов учащегося и формированию познавательного интереса.  Исходя из опыта работы, было определено, каким должно быть содержание, чтобы оно было наиболее развивающим и интересным.

Скачать материал полностью