Развитие навыка аргументации при написании эссе на уроке русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения
Танибекова Райхан Жаксыбековна
Учитель, модератор
Назарбаев Интеллектуальная школа г. Тараз
Написание различных видов эссе по русскому языку и литературе в казахских классах поставило перед учителем непростые задачи по подготовке к Внешнему суммативному оцениванию. Учащемуся необходимо выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Было проведено анкетирование среди старшеклассников. На вопрос: «Что больше всего вызывает затруднение при написании эссе?» учащиеся отвечают, что затрудняются в аргументации собственного мнения.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис. Каждый из них должен служить наглядным, убедительным доказательством мысли, позволяющим рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения.
Написание аргументированного эссе на итоговом экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки. Работа по подготовке к созданию эссе-рассуждения должна включать в себя несколько составляющих:
– тезис
– логический переход
– аргумент с примером
– выражение личного мнения, отношения
– мини вывод
Но как показывает анализ работ учащихся, по-прежнему остаётся самой сложной задачей выполнение именно той части эссе, где необходима аргументация. При написании эссе ученик должен убедить читателя в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу; привести примеры, подтверждающие его мысль. Лучшими аргументами являются широко известные факты, которые можно найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках. Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. А также еще одним весомым аргументом является читательский опыт. Это может быть эпизод, история героя, которые подтверждают мнение ученика и рассматриваемую проблему. Учащийся должен сопровождать рассуждениями пример из художественной, научной или публицистической литературы. Приведя пример из публицистической литературы, следует указать фамилию автора, указать название статьи, и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например, над проблемой влияния СМИ на современных подростков размышляет Коптеева В.К. в статье «Воздействие интернет-сообщества на формирование личности». По словам автора, социальные сети сегодня становятся одним из основных факторов формирования личности молодого человека, и в связи с этим возникает необходимость понимать направление воздействия современных СМИ и предпринимать меры по предотвращению их негативного воздействия на подрастающее поколение.