Развитие навыка аргументации при написании эссе на уроке русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения

Танибекова Райхан Жаксыбековна

Учитель, модератор

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Тараз

Написание  различных видов эссе по русскому языку и литературе в казахских классах поставило перед учителем  непростые задачи по подготовке к Внешнему суммативному оцениванию. Учащемуся необходимо выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Было проведено анкетирование среди старшеклассников. На вопрос: «Что больше всего вызывает затруднение при написании эссе?»  учащиеся отвечают, что затрудняются в аргументации собственного мнения.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.  Каждый из них должен служить наглядным, убедительным доказательством мысли, позволяющим рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения.

Написание аргументированного эссе на итоговом экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки. Работа по подготовке к созданию эссе-рассуждения должна включать в себя несколько составляющих:

– тезис

– логический переход

– аргумент с примером

– выражение личного мнения, отношения

– мини вывод

Но как показывает анализ работ учащихся, по-прежнему остаётся самой сложной задачей выполнение именно той части эссе, где необходима аргументация. При написании эссе ученик должен убедить читателя в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу; привести примеры, подтверждающие его мысль. Лучшими аргументами являются широко известные факты, которые можно найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках.  Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. А также  еще одним весомым аргументом является читательский опыт. Это может быть  эпизод, история героя, которые подтверждают мнение ученика и  рассматриваемую проблему.  Учащийся должен сопровождать рассуждениями  пример из художественной, научной или публицистической литературы. Приведя пример из публицистической литературы, следует указать  фамилию автора, указать название статьи, и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например, над проблемой влияния СМИ на современных подростков  размышляет Коптеева В.К. в статье «Воздействие интернет-сообщества на формирование личности». По словам автора, социальные сети сегодня становятся одним из основных факторов формирования личности молодого человека, и в связи с этим возникает необходимость понимать направление воздействия современных СМИ и  предпринимать меры по предотвращению их негативного воздействия на подрастающее поколение.

Скачать авторскую работу полностью