Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 10 Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
План лекции
1 Сельское хозяйство и научное обоснование приоритетности развития его отраслей
2 Механизмы государственной поддержки аграрного сектора и регулирование его в перспективе
3 Аграрная политика
4 Экономический механизм рационального использования земель и роль их кадастровой оценки
5 Механизмы государственного стимулирования экологического состояния земли и повышения ее плодородия
1 Сельское хозяйство и научное обоснование приоритетности развития его отраслей
Важным сектором экономики Казахстана является сельское хозяйство. Площадь сельскохозяйственных угодий страны составляет 76,5 тыс. га, т том числе пашни – 24,1 млн. га, пастбищ – 46,5 тыс. га. На севере климатические условия благоприятствуют выращиванию яровой пшеницы, овса, ячменя и других зерновых культур, а также позволяют развивать овощеводство, бахчеводство и возделывать ряд технических культур – подсолнечник, лен-кудряш, табак и др. На юге республики, в предгорной полосе и в долинах рек, где много тепла, при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, желтый табак, рис, плодоносят сады и виноградники. Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В республике традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.
Пустынные и полупустынные территории в центральной и юго-западной частях Казахстана широко используются как сезонные пастбища для скота. В качестве летних пастбищ используются горные луга на востоке и юго-востоке республики.
Агропромышленный комплекс – совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку.
2 Механизмы государственной поддержки аграрного сектора и регулирование его в перспективе
Важной доминантой является экономический механизм устойчивого развития АПК. Это способ организации устойчивого воспроизводства предпринимательского типа с помощью системы организационно-экономических форм, методов и рычагов. Целью такого механизма является гарантированное удовлетворение потребностей населения продуктами питания в объемах, качестве и ассортименте, достаточных для нормального физического развития личности и расширенного воспроизводства населения, а промышленности – в сельскохозяйственном сырье.
Функции государственного регулирования в целях устойчивого воспроизводства АПК: формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, менеджеров, предпринимателей, покупателей, продавцов; поддержание устойчивого спроса на продукты питания и их предложения (формирование и поддержание цен); поощрение создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, МТС, капитала, продовольственных товаров; научное и кадровое обеспечение воспроизводства; рациональный аграрный протекционизм; программно-целевое регулирование и поддержка; гарантированной государственной поддержки; мотивационная поддержка; максимальное, эффективное использование ресурсов
Согласно Закона Республики Казахстан от 08.07.2005 N 66-III
“О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий” государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.
Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:
1) развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
2) субсидирования агропромышленного комплекса;
3) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;
4) создания специализированных организаций;
5) регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;
6) технического оснащения агропромышленного комплекса;
7) информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;
8) научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;
9) осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
10) организации оптимального сельского расселения;
11) обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;
12) применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Государственное регулирование АПК должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как формирование и развитие рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования и налогообложения; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении ВЭД; развитие сельхознауки и социальной сферы на селе.
3 Роль государства в обеспечении рационального использования земельного, материально-технического и интеллектуального потенциала села
Определение основных стратегических направлений эффективного использования и охраны потенциала земельных ресурсов страны имеет исключительную актуальность.
Для регулирования земельных отношений в аграрном секторе и в целях усиления мотивации эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и вложения капитала (инвестиций) первичным землепользователем, а также сохранения плодородия земель, 20 июня 2003 года был принят Земельный кодекс Республики Казахстан. Для его реализации Правительством Республики Казахстан подготовлен и утвержден пакет нормативных правовых актов.
Земельный кодекс стал важным законодательным актом в области регулирования земельных отношений. С его принятием институт права частной собственности распространился на земли сельскохозяйственного назначения, которые раньше находились в исключительной собственности государства, а также на отдельные участки лесного и водного фондов.
Законодательное и нормативное обеспечение ряда вопросов в области земельных отношений предусмотрены Планом мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149.
В последние годы разработан и внедряется ряд программ по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот и улучшению их качественного состояния.
В соответствии с протокольным решением совещания у Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д. Ахметова от 2 марта 2000 года N 11-8/II-284 были реализованы организационные меры по вовлечению залежных (бросовых) земель в сельскохозяйственный оборот. В результате чего, значительно сокращены залежные земли, то есть к 2003 году площади их сократились до 5686,7 тысяч га.
В «Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря до конца 2005 года», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года N 1095, предусматривается проведение специальных исследований по определению предельно возможного уровня добычи углеводородов без нанесения ущерба экосистемам и земельным ресурсам.
В целях восстановления и развития в южных регионах Казахстана товарных виноградников, увеличения производства виноматериалов и высококачественных марочных вин в республике реализуется «Программа восстановления и развития виноградарства и виноделия в Казахстане на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2001 года N 1621. В рамках данной Программы в республике планируется довести площадь виноградников до 15,2 тыс. га.
В целях обеспечения государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдения собственниками земельных участков и землепользователями обязанностей по сохранению плодородия почв предусматривается: осуществление мероприятий по охране земель;
составление паспортов на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
4 Экономический механизм рационального использования земель и роль кадастровой оценки
Экономический механизм рационального использования земель предусматривает осуществление следующих мероприятий по:
подготовке предложений по проведению государственной кадастровой оценки земель; зонированию для целей налогообложения; уточнению существующих базовых ставок платы за земельные участки и поправочных коэффициентам к ним.
Разработаны механизмы: возмещения собственниками земельных участков и землепользователями ущерба от загрязнения их земли, утраты ее плодородных и других качеств, за выведение сельскохозяйственных земель из оборота или перевод в состав земель менее ценных угодий; поощрения их за улучшение экологического состояния земли, повышение ее плодородия и производство экологически чистой продукции.
Государственный земельный кадастр. Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами (далее – Агентство) ведется целенаправленная работа по созданию целостной системы земельного кадастра, взаимодействию и координации работ с центрами по регистрации недвижимости Министерства юстиции Республики Казахстан, Министерством финансов (РНиОН) и другими органами государственного управления.
Формирование нового государственного земельного кадастра (далее – Кадастра) ведется на бумажных и электронных носителях по единой для Республики Казахстан системе специализированными государственными предприятиями Агентства.
В Республике создана основа Кадастра и его инфраструктуры.
Проведена работа по земельно-кадастровому зонированию территории с определением границ и кодов учетных кварталов.
5 Механизмы государственного стимулирования экологического состояния земли и повышения ее плодородия
Мероприятия по восстановлению и сохранению плодородия почв и устранению негативных антропогенных воздействий на состояние земель
Расширение площадей орошаемых земель. Вопросы эффективного использования орошаемых земель, водных объектов и водохозяйственных сооружений, а также методы экономического регулирования водопользования нашли отражение в Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года N 889 и Водном кодексе Республики Казахстан.
Использование залежных и бросовых земель. Это направление будет включать работы по вовлечению в сельскохозяйственный оборот залежных и бросовых земель хорошего качества на основе данных инвентаризации, почвенного обследования, а также разработки мероприятий по рациональному их использованию на общей площади 5686,7 тыс. га.
Улучшение кормовых угодий. Работы по улучшению кормовых угодий Казахстана будут включать:
разработку мероприятий по организации территории и внедрению сенокосов и пастбищеоборотов, коренному и поверхностному улучшению низкопродуктивных сенокосных и пастбищных угодий, а также реконструкции обводнительных сооружений и обводнению пастбищ, закрепленных за хозяйствующими субъектами и на резервных территориях, предусмотренных для дальнейшего их использования.
Для предотвращения процессов опустынивания и деградации земель предполагается подготовка предложений по:
природному и экологическому районированию на основе ландшафтного подхода; выявлению земельных участков, подвергающихся опустыниванию и деградации, и качественной их оценки; разработке мероприятий по борьбе с опустыниванием земель, ветровой и водной эрозией, мелиорации засоленных и солонцовых земель, улучшению кормовых угодий на основе проектов организации территории; освоению почвозащитных севооборотов и пастбищеоборотов обеспечивающих восстановление плодородия почв при оптимальном использовании химических и биологических методов;
проведению мелиоративных работ по устранению солонцовых пятен на пашне, противоэрозионных мероприятий на дефляционно-опасных и эрозионно-опасных землях.
Охрана земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по охране окружающей среды.В целях охраны земельных ресурсов предполагается: разработать и внедрить в практику экологические нормативы оптимального землепользования; дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий и экологических коридоров в соответствии с «Концепцией развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года», одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года N1692. Вопросы рационального использования земель лесного фонда будут осуществлены в рамках программы «Леса Казахстана» на 2004-2006 годы.
Рекомендуемая литература
1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999
- Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
- Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:
Экономика, 1998