Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 10 Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов

План лекции

1 Сельское хозяйство и научное обоснование приоритетности развития его отраслей

2 Механизмы государственной поддержки аграрного сектора и регулирование его в перспективе

3 Аграрная политика

4 Экономический механизм рационального использования земель и роль их кадастровой оценки

5 Механизмы государственного стимулирования экологического состояния земли и повышения ее плодородия

 

1 Сельское хозяйство и научное обоснование приоритетности развития его отраслей

Важным сектором экономики Казахстана является сельское хозяйство. Площадь сельскохозяйственных угодий страны составляет 76,5 тыс. га, т том числе пашни – 24,1 млн. га, пастбищ – 46,5 тыс. га. На севере климатические условия благоприятствуют выращиванию яровой пшеницы, овса, ячменя и других зерновых культур, а также позволяют развивать овощеводство, бахчеводство и возделывать ряд технических культур – подсолнечник, лен-кудряш, табак и др. На юге республики, в предгорной полосе и в долинах рек, где много тепла, при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, желтый табак, рис, плодоносят сады и виноградники. Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В республике традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.

Пустынные и полупустынные территории в центральной и юго-западной частях Казахстана широко используются как сезонные пастбища для скота. В качестве летних пастбищ используются горные луга на востоке и юго-востоке республики.

   Агропромышленный комплекс – совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку.

2 Механизмы государственной поддержки аграрного сектора и регулирование его в перспективе

Важной доминантой является экономический механизм устойчивого развития АПК. Это способ организации устойчивого воспроизводства предпринимательского типа  с помощью системы организационно-экономических форм, методов и рычагов. Целью такого механизма является гарантированное удовлетворение потребностей населения продуктами питания в объемах,  качестве и ассортименте, достаточных для нормального физического развития личности и расширенного воспроизводства населения, а промышленности – в сельскохозяйственном сырье.

Функции государственного регулирования  в  целях устойчивого воспроизводства АПК:  формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, менеджеров, предпринимателей, покупателей, продавцов; поддержание устойчивого спроса на продукты питания и их предложения (формирование и поддержание цен); поощрение создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, МТС, капитала,  продовольственных товаров; научное и кадровое обеспечение воспроизводства; рациональный аграрный протекционизм; программно-целевое регулирование и поддержка; гарантированной государственной поддержки; мотивационная поддержка; максимальное, эффективное использование ресурсов

Согласно Закона Республики Казахстан от 08.07.2005 N 66-III
“О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий” государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.

Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:

1) развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

2) субсидирования агропромышленного комплекса;

3) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;

4) создания специализированных организаций;

5) регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;

6) технического оснащения агропромышленного комплекса;

7) информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;

8) научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;

9) осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

10) организации оптимального сельского расселения;

11) обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;

12) применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

  Государственное регулирование АПК должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как формирование и развитие рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования и налогообложения; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении ВЭД; развитие сельхознауки и социальной сферы на селе.

3 Роль государства в обеспечении  рационального  использования земельного, материально-технического и интеллектуального потенциала села

Определение основных стратегических направлений эффективного использования и охраны потенциала земельных ресурсов страны имеет исключительную актуальность.

Для регулирования земельных отношений в аграрном секторе и в целях усиления мотивации эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и вложения капитала (инвестиций) первичным землепользователем, а также сохранения плодородия земель, 20 июня 2003 года был принят Земельный кодекс Республики Казахстан. Для его реализации Правительством Республики Казахстан подготовлен и утвержден пакет нормативных правовых актов.
Земельный кодекс стал важным законодательным актом в области регулирования земельных отношений. С его принятием институт права частной собственности распространился на земли сельскохозяйственного назначения, которые раньше находились в исключительной собственности государства, а также на отдельные участки лесного и водного фондов.
Законодательное и нормативное обеспечение ряда вопросов в области земельных отношений предусмотрены Планом мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149.
В последние годы разработан и внедряется ряд программ по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот и улучшению их качественного состояния.
В соответствии с протокольным решением совещания у Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д. Ахметова от 2 марта 2000 года N 11-8/II-284 были реализованы организационные меры по вовлечению залежных (бросовых) земель в сельскохозяйственный оборот. В результате чего, значительно сокращены залежные земли, то есть к 2003 году площади их сократились до 5686,7 тысяч га.
В «Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря до конца 2005 года», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года N 1095, предусматривается проведение специальных исследований по определению предельно возможного уровня добычи углеводородов без нанесения ущерба экосистемам и земельным ресурсам.
В целях восстановления и развития в южных регионах Казахстана товарных виноградников, увеличения производства виноматериалов и высококачественных марочных вин в республике реализуется «Программа восстановления и развития виноградарства и виноделия в Казахстане на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2001 года N 1621. В рамках данной Программы в республике планируется довести площадь виноградников до 15,2 тыс. га.

В целях обеспечения государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдения собственниками земельных участков и землепользователями обязанностей по сохранению плодородия почв предусматривается: осуществление мероприятий по охране земель;
составление паспортов на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

4 Экономический механизм рационального использования земель и роль кадастровой оценки

       Экономический механизм рационального использования земель предусматривает осуществление следующих  мероприятий по:
подготовке предложений по проведению государственной кадастровой оценки земель; зонированию для целей налогообложения; уточнению существующих базовых ставок платы за земельные участки и поправочных коэффициентам к ним.
Разработаны механизмы: возмещения собственниками земельных участков и землепользователями ущерба от загрязнения их земли, утраты ее плодородных и других качеств, за выведение сельскохозяйственных земель из оборота или перевод в состав земель менее ценных угодий;    поощрения их за улучшение экологического состояния земли, повышение ее плодородия и производство экологически чистой продукции.
Государственный земельный кадастр. Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами (далее – Агентство) ведется целенаправленная работа по созданию целостной системы земельного кадастра, взаимодействию и координации работ с центрами по регистрации недвижимости Министерства юстиции Республики Казахстан,     Министерством финансов (РНиОН) и другими органами государственного управления.
Формирование нового государственного земельного кадастра (далее – Кадастра) ведется на бумажных и электронных носителях по единой для Республики Казахстан системе специализированными государственными предприятиями Агентства.
В Республике создана основа Кадастра и его инфраструктуры.
Проведена работа по земельно-кадастровому зонированию территории с определением границ и кодов учетных кварталов.

5 Механизмы государственного стимулирования экологического состояния земли и повышения ее плодородия

Мероприятия по восстановлению и сохранению плодородия почв и устранению негативных антропогенных воздействий на состояние земель

Расширение площадей орошаемых земель. Вопросы эффективного использования орошаемых земель, водных объектов и водохозяйственных сооружений, а также методы экономического регулирования водопользования нашли отражение в Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года N 889 и Водном кодексе Республики Казахстан.
Использование залежных и бросовых земель. Это направление будет включать работы по вовлечению в сельскохозяйственный оборот залежных и бросовых земель хорошего качества на основе данных инвентаризации, почвенного обследования, а также разработки мероприятий по рациональному их использованию на общей площади 5686,7 тыс. га.
Улучшение кормовых угодий. Работы по улучшению кормовых угодий Казахстана будут включать:
разработку мероприятий по организации территории и внедрению сенокосов и пастбищеоборотов, коренному и поверхностному улучшению низкопродуктивных сенокосных и пастбищных угодий, а также реконструкции обводнительных сооружений и обводнению пастбищ, закрепленных за хозяйствующими субъектами и на резервных территориях, предусмотренных для дальнейшего их использования.
Для предотвращения процессов опустынивания и деградации земель предполагается подготовка предложений по:
природному и экологическому районированию на основе ландшафтного подхода; выявлению земельных участков, подвергающихся опустыниванию и деградации, и качественной их оценки; разработке мероприятий по борьбе с опустыниванием земель, ветровой и водной эрозией, мелиорации засоленных и солонцовых земель, улучшению кормовых угодий на основе проектов организации территории; освоению почвозащитных севооборотов и пастбищеоборотов обеспечивающих восстановление плодородия почв при оптимальном использовании химических и биологических методов;
проведению мелиоративных работ по устранению солонцовых пятен на пашне, противоэрозионных мероприятий на дефляционно-опасных и эрозионно-опасных землях.
 Охрана земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по охране окружающей среды.В целях охраны земельных ресурсов предполагается: разработать и внедрить в практику экологические нормативы оптимального землепользования; дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий и экологических коридоров в соответствии с «Концепцией развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года», одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года N1692. Вопросы рационального использования земель лесного фонда будут осуществлены в рамках программы «Леса Казахстана» на 2004-2006 годы.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998