Учет некапитальных работ

Суворина В.М.

КарГТУ

Тема 10. Учет некапитальных работ

План лекции

  1.   Виды некапитальных работ.
  2. Консервация объекта незавершенного строительства.

 

  1. Кроме капитального характера, учитываемых в составе основного производства, строительные организации выполняют работы и услуги, являющиеся некапитальными, не основными работами. Эти работы связаны с выполнением основных объемов строительно-монтажных работ, но, как правило, они не являются объектом договора на строительство. Некапитальные работы выполняются, занятыми в основном строительном производстве. Главную часть некапитальных работ составляют работы по возведению вспомогательных временных зданий и сооружений, необходимых для обеспечения нормального хода строительства основных объектов. Финансирование строительства временных зданий и сооружений производится за счет средств общей сметы на строительство основного объекта, в связи с этим затраты по их производству учитываются в составе себестоимости строительных и монтажных работ. Указанные здания и сооружения используются обычно только в течение срока строительства основных объектов и поэтому носят название временных.

Наряду с возведением временных зданий и сооружений, строительные организации выполняют другие работы, относимые по характеру их выполнения к некапитальным работам – консервация строящихся объектов, снос прекращенных строительством объектов и др.

Учет некапитальных работ ведется на счете 2930 «Незавершенное строительство», к которому следует открыть субсчет «некапитальные работы».

Аналитический учет по этому счету организуется по аналитическим счетам:

1)   возведение временных (титульных) сооружений, т.е. сооружений предусмотренных титульными списками и сметами строительства. На этом счете учитываются затраты по строительству временных зданий и сооружений, а также по выполнению работ по переоборудованию и приспособлению других сооружений в тех случаях, когда соответствующие объекты передаются заказчикам подрядной организацией в составе сметной стоимости строительной продукции;

2)                     возведение временных (нетитульных) сооружений. На этом счете учитываются затраты, связанные с возведением приобъектных кладовых, контор производителей работ, складских помещений и навесов при объекте строительства, душевых и кубовых помещений и помещений для обогрева рабочих, заборов, ограждений, разводки паро-, воздухо- и электроснабжения в пределах рабочих зон.

Сдача в эксплуатацию временных сооружений оформляется актом, составляемом в двух экземплярах. На обратной стороне акта работники производственного отдела и бухгалтерии делают расчет стоимости примерного возврата материалов, ожидаемого при ликвидации этого сооружения.

После подписания акта о вводе в эксплуатацию объектов затраты списываются с кредита счета 2931 «Незавершенное строительство – некапитальные работы» в дебет счета 2412 «Основные средства – временные (нетитульные) сооружения».

В процессе эксплуатации стоимость указанных сооружений за вычетом примерной стоимости возвратных материалов равномерно переносится на себестоимость строительных работ путем начисления износа. Сумма этого износа определяется исходя из стоимости сооружений и предполагаемого срока их службы. На ликвидируемые временные сооружения составляется акт на их разборку.

  1. В соответствии со статьями 651-672 ГК РК от 01.07.1999 г. № 409-1 договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. При этом в общем случае, предполагается, что договор строительного подряда действует на весь срок выполнения строительно-монтажных работ на объекте – от проектно-изыскательских работ (или нулевого цикла, если проектно-изыскательские работы являются предметом иного договора) до отделочных работ.

Однако в силу ряда причин строительство не всегда может быть завершено.

Основными причинами являются:

–    исчерпание источников финансирования у инвесторов;

–    изменение инвестором вида основной деятельности, в результате чего надобность в окончании строительства объекта минует;

–         банкротство или несостоятельность инвестора.

Таким образом, на завершение строительства фактически могут влиять только изменения в финансово-хозяйственном состоянии инвестора. Изменение финансового состояния других участников процесса осуществления капитальных вложений – заказчика и подрядной строительной организации – к прекращению строительства не приводит.

При недостаточности у инвестора средств для продолжения строительства возможно принятие двух решений:

–         о консервации строительства (то есть о такой его приостановке, которая предполагает возобновление строительных работ в будущем);

–         о прекращении строительства (в этом случае продолжение строительства не исключается, но смена инвестора обязательна).

Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:

–       разработана документация, необходимая для консервации объекта;

–       проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.

Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика. Также он обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

  1. Проводится инвентаризация незавершенного строительства всех объектов выполненных работ. При проведении инвентаризации целесообразно участие представителей генподрядчика, субподрядных строительных организаций, а также генеральной проектной организации.

В связи с этим, заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.

Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, объема выполненных работ по всему объекту и по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

–        в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;

–        нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.

Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:

– неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;

– в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);

– в расчетных документах искажены данные об объемах СМР.

По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а)        не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б)       состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.

Документальное оформление консервации объекта строительства. Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй — заказчику (застройщику). В акте указывают:

–  наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;

–  дата начало строительства;

–  договорную (сметную) стоимость работ;

–  сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;

–  расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;

–  затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.

Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.

На основании сметы подрядчик будет выполнять СМР, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.

Затраты на консервацию незавершенного строительства у заказчика.

В СБУ по учету долгосрочных инвестиций, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета рекомендует отражать затраты на консервацию объекта, признавая их прочими расходами, на счете 7470 «Прочие расходы».

Заказчик не только несет расходы по консервации объекта, но и оплачивает содержание недостроенного объекта (охрану, освещение и тому подобное), эти

расходы также следует отражать на счете 7470 «Прочие расходы».

Затраты на консервацию незавершенного строительства у подрядчика.

Строительство объекта подрядчик может вести поэтапно. Пока он не сдаст построенный объект, затраты на отдельные этапы своих работ он учитывает на счете 8110; «Основное производство» субсчет «Выполненные этапы по незавершенным работам». После того как этап строительства завершен, затраты на него списывают со счета 8010 «Основное производство» субсчет «Выполненные этапы по незавершенным работам» в дебет счета 1210 «Задолженность покупателей и заказчиков». Далее этап работ сдают заказчику.

Если строительство объекта ведется в один этап, то все расходы по выполнению СМР учитывают на счете 8110  «Основное производство».

Независимо от того, каким способом ведется строительство, расходы по его консервации подрядчик отражает на счетах по учету затрат на строительство. Оплата за работу, которую подрядчик выполнил в процессе консервации, включается в общий объем СМР и является его выручкой.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: «Центраудит-Казахстан», 2002.- 496 с.
  2. Назарова В. Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. – 253 с.
  3. Назарова В.Л. Как вести бухгалтерский учет в строительстве. В 2-х частях.-Алматы: изд-во «Бухгалтер», 1999.-40 с.
  4. Адамов Н. А. Бухгалтерский учет в строительстве: научное издание / Н. А. Адамов. – 2-е изд. – М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2004. – 664 с.

 

Контрольные задания для СРС

  1. Учет расходов на снос объектов.
  2. Учет расходов на возведение нетитульных сооружений.